Найти в Дзене
Немного инженер

Самолет который взлетал и садился вертикально

Интересно слышали ли вы, что были самолеты которые производили взлет с вертикального положения и так же совершали посадку? Самым первым самолетом с вертикальным взлетом был Ryan X-13A-RY Vertijet.

Этот самолет являлся одноместным высокопланом, исполненным по схеме «бесхвостка», что означало отсутствие у самолета хвостовых рулей высоты. Впервые он поднялся в небо в 1956 году. В качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги. Этот же вектор применялся раз для управления самолетов в вертикальном положении, а для разворота по крену на законцовках крыльев были установлены газоструйные рули.

Источник: https://commons.wikimedia.org
Источник: https://commons.wikimedia.org

Шасси у X-13 отсутствовало, так как взлетал и посадку он совершал со специальной платформы, где был установлен специальный поперечный трос, на котором самолет попросту висел.  В носовой части X-13 был установлен специальный крюк, которым он совершал зацеп. Сам взлет происходил за счет увеличения мощность двигателя, самолет попросту висел в воздухе, а отойдя от платформы, переходи в горизонтальный полёт. Во время посадки летчик совершал все действия в обратном порядке.

Для того чтобы научиться совершать посадку, приходилось много времени тренироваться, ведь при подлете к платформе пилот не видел куда летел. Для этого на платформе пришлось установить шест длинной в шесть метров, выкрашенный в красно-белый цвет, по которому летчик ориентировался, за счет поворотных шарниров в кресле самолета. К слову длина зецепного троса была всего 50 см. До сих пор ни один самолет в мире не может повторить подобное.

Первая публичная демонстрация самолета была просто фееричной, в стиле голливудского кино. Ее провели на авиабазе Эндрюс, около столицы США, куда были приглашены более 3000 гостей и журналистов. Полет и посадка вызвали у публики восторженные эмоции, а кульминацией показа стал перелет Х-13 с авиабазы к Пентагону и приземление возле этого известного здания. Самолет прославился как единственный реактивный самолет, который совершил штатную посадку возле Пентагона.

Несмотря на положительный показ и успешно прошедшие испытания, программу Х-13 пришлось закрыть. Основной причиной стала — сложность взлета-посадки. А еще и то, что струя раскаленных газов от двигателя разрушала бетон на взлетных полосах, а в полях самолет поднимал огромные столбы пыли, которые портили крыльчатки двигателя.

Читайте так же:

Самолет П-42, поставивший 27 мировых рекоров

Почему самолет СУ-34 назвают "утенком"

Спасибо за внимание. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.