Найти тему
Основной аэродром

📅 Легендарный Supermarine Spitfire и первый полёт МиГ-25. Дайджест «Этот день в истории авиации» №10 (2 — 8 марта)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Ты читаешь юбилейный, 10-й выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». По традиции напоминание — этот цикл я веду в коротких постах (200 символов текста + картинка), которые можно читать из мобильного приложения Дзен. Часто поступало пожелание давать больше сведений и фотографий. Поэтому решил вести такие дайджесты. Итак — 7 дней и 7 событий из истории авиации. Полетели! ✈️

2 марта

2 марта 1953 года — первый полёт экспериментального истребителя-перехватчика SNCASO SO.9000 Trident.

Проект SO.9000 появился в рамках программы разработки защитных действий на случай возможного ядерного удара по Франции. Поэтому его иногда ещё называют «противоатомным» — его главной целью были бомбардировщики с ядерными бомбами на борту.

Конструкторы создали моноплан с коротким прямым крылом и смешанной силовой установкой. На концовках крыла находились мотогондолы ТРД, а в хвостовой части устанавливался жидкостный ракетный двигатель. Вооружение состояло из 1 управляемой ракеты класса «воздух-воздух».

Во время испытательных полётов Trident смог превысить скорость звука и достиг 1780 км/ч. Всего было построено 12 прототипов, часть из них утеряна в авариях. Проект закрыли в 1955 году ввиду политического решения сфокусироваться на разработке ракет ПВО наземного базирования. Сегодня сохранившийся SNCASO SO.9000 Trident можно увидеть в экспозиции Музея авиации в Ле-Бурже.

3 марта

3 марта 1931 года — первый полёт лёгкого бомбардировщика Fairey Gordon.

Разработан в соответствии со спецификацией 18/30 авиационного министерства. Техническое задание описывало двухместный дневной бомбардировщик и самолёт общего назначения. Базовым для проекта стал успешный разведывательный биплан Fairey IIIF.

Новый самолёт отличался прежде всего менее мощным двигателем (это положительно сказалось на лётных характеристиках). Изменения коснулись также электрики, гидравлики, топливной системы и переднего пулемёта. В остальном это был всё тот же двухместный биплан с неубираемым шасси. Существовал вариант и с поплавковым шасси.

По объёму выпуска Fairey Gordon не смог достичь успеха предшественника. Было выпущено 186 самолётов, которые стояли на вооружении Великобритании, Новой Зеландии, Египта и Бразилии. И даже поучаствовали во Второй мировой войне.

4 марта

4 марта 1921 года — первый полёт экспериментальной летающей лодки Caproni Ca.60 Noviplano (она же Transaereo и Capronissimo).

Идея построить «самолёт, способный перевезти 100 и больше пассажиров» появилась у авиаконструктора Джанни Капрони ещё в 1913 году. После Первой мировой войны, одновременно с конвертацией бомбардировщиков в гражданские авиалайнеры, в Caproni начали разработку нового проекта.

Ca.60 появился как уменьшенный прототип трансатлантического пассажирского самолёта на 150 пассажиров. Представлял собой тройной триплан с 8 двигателями. Крылья взяли от бомбардировщиков-трипланов. В просторном фюзеляже должно было разместиться 100 человек.

Первый полёт оказался для Noviplano и последним. Самолёт поднялся на высоту 18 метров и рухнул в воду. Восстанавливать его не стали. Caproni Ca.60 можно увидеть в анимационном фильме «Ветер крепчает» режиссёра Хаяо Миядзаки.

5 марта

5 марта 1936 года — первый полёт поршневого истребителя Supermarine Spitfire.

Конструктор Реджинальд Митчелл начал работу над новым истребителем после неудачи с проектом Supermarine Type 224. Учтя ошибки и основываясь на спецификации F.10/35 авиационного министерства, Митчелл спроектировал более лёгкий и аэродинамически чистый самолёт.

Изюминкой Spitfire стал новый мощный 12-цилиндровый двигатель Rolls-Royce Merlin. Конструктивно это был цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Вооружение зависело от модификации и могло быть пулемётным (8 × 7,69 мм Browning Mk II), пушечным (4 × 20 мм Hispano Mk II) и смешанным. Также под крылом могли быть подвешены бомбы.

Выпустили внушительные 20351 единицу Supermarine Spitfire всех модификаций (от истребителя до разведчика). Он по праву считается одним из лучших боевых самолётов Второй мировой войны. На сегодня сохранилось 54 «Спитфайра» в лётном состоянии.

6 марта

6 марта 1964 года — первый полёт высотного разведчика Е-155Р-1, прототипа серийного МиГ-25Р, первого представителя семейства МиГ-25.

Работы над сверхзвуковым боевым самолётом 3-го поколения начались в ОКБ А.И. Микояна в марте 1961 года. Проект предполагал создание высотных перехватчика/разведчика для возможного противодействия американскому бомбардировщику Convair B-58 Hustler (и его последователям) и разведчику Lockheed SR-71 Blackbird.

МиГ-25 представляет собой двухдвигательный двухкилевой моноплан с верхним расположением крыла. Вооружение — 4 ракеты класса «воздух-воздух» Р-40Р/Т, или 2 Р-40 + 4 ракеты Р-60, или до 8 авиабомб ФАБ-500. Максимальная скорость на полном форсаже с полным ракетным вооружением — 3000 км/ч. Практический потолок — 20 700 метров (у перехватчика) и 23 000 (у разведчика)

Выпустили 1190 самолётов МиГ-25 всех модификаций. Основным эксплуатантом были части ПВО СССР. На сегодняшний день небольшое количество МиГ-25 остаётся на вооружении ВВС Алжира и Сирии.

7 марта

7 марта 1964 года — первый полёт сверхзвукового истребителя-перехватчика Helwan HA-300.

Первый реактивный боевой самолёт производства Египта имеет немецко-испанские корни. В конце 1950-х годов коллектив конструкторов во главе с известным Вилли Мессершмиттом работал над истребителем Hispano Р-300 для ВВС Испании. Но в 1960 году правительство страны закрыло программу, и проект выкупила Объединенная Арабская Республика (так тогда называлось союзное государство Египта и Сирии).

Мессершмитт разработал лёгкий одномоторный среднеплан с дельта-крылом, напоминающий смесь французского Mirage III и советского МиГ-21. Первоначально планировалось установить египетские ТРД Brandner E-300, но в итоге остановились на Bristol Orpheus 703 британского производства. Вооружение смешанное — 2 × 30-мм пушки Hispano или 4 × 23-мм НР-23 (конструкторов А. Э. Нудельмана и А. А. Рихтера, СССР) + 4 управляемых ракеты «воздух-воздух».

В серийное производство самолёт не пошёл. На заводе в городе Хелуан построили лишь 3 прототипа, выполнявшие лётные и наземные испытания. В 1969 году проект был закрыт. Helwan HA-300 стал последним проектом Вилли Мессершмитта. Два прототипа сохранились и сегодня их можно увидеть в немецких музеях.

8 марта

8 марта 1939 года — первый полёт патрульной летающей лодки Latécoère 611.

Ещё в 1936 году Latécoère построила для ВМФ Франции прототип дальнего морского разведчика Late 610. Но, как часто случается, военные изменили техническое задание. Потребовались существенные переделки, поэтому было решено просто построить новую лодку — Late 611.

Французы в летающие лодки умели, поэтому у них получился элегантный цельнометаллический четырёхмоторный моноплан со свободнонесущим крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Особенностью Late 611 были убираемые в полёте (с помощью электропривода) подкрыльные поплавки. Вооружение — 25-мм пушка CA 39, 6 × 7.5-мм пулемётов Darne и до 802 кг бомбовой нагрузки.

До начала войны успели построить лишь 1 лодку, получившую имя собственное Achenar (по названию ярчайшей звезды в созвездии Эридана). Она успела повоевать как на стороне правительства Виши, так и на стороне Свободной Франции. После войны использовалась для грузовых перевозок. Списана в 1947 году.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории .