Золотой запас Российской Империи к 1914 году был самым большим в мире и составлял 1 миллиард 100 миллионов рублей. Чтобы сохранить государственные сокровища во время Первой мировой войны, половина всего золотого запаса была эвакуирована в 1915 году из Петрограда в Казань. После Октябрьской революции деньги попытались вывезти большевики, но им удалось взять только 100 ящиков — в августе 1918 года Казань захватили белые и их чехословацкие союзники.
Вот уже 100 лет прошло с того момента, как на просторах Сибири таинственным образом пропала большая часть золотого запаса Российской империи, хранителем которой был адмирал Колчак
История исчезновения "золота Колчака" – настоящий исторический детектив, до сих пор до конца не расследованный и изобилующий многочисленными загадками. Каким образом у Колчака оказалась значительная часть золотого запаса Российской империи? Ведь он находился у большевиков! Почему восставший против них Чехословацкий корпус не двинулся на Москву, а повернул вверх по Волге, вдогонку за золотом, вывезенным из Самары в Казань? Почему председатель Реввоенсовета Троцкий проявил такую поразительную беспечность и, имея достаточно подкрепления, за два месяца не принял должных мер для обороны Казани? Куда и какими путями исчезло огромное количество золота?
Российские историки получили документы, подтверждающие, что значительная часть золотых запасов Российской империи была переправлена в Швецию, а оттуда в США. Но несколько вагонов золота так и остались в Сибири, и их точное местоположение еще предстоит определить.
Железная дорога вокруг Байкала вплотную примыкает к воде. И проходит через десятки туннелей. Все многочисленные попытки заблокировать поезд-беглец в туннеле провалились. Тогда был отдан приказ разобрать железнодорожные пути. Но этого не потребовалось. Саперы одной из частей Красной армии взорвали часть горы, нависавшей над рельсами, таким образом, поезд просто «столкнули» в озеро.
Первая попытка поднять золото была предпринята еще в 1920 году, но она провалилась. Мощные подводные течения, как позже выяснилось, унесли поезд и «Золото Колчака» на глубину 1500 метров.
Установить это удалось в ходе двух подводных экспедиций, которые проводились в 2009 и 2013 годах. Глубоководные батискафы «Миры» погружались на дно озера несколько раз.
Золотоискатели заявили после этого, что видели своими глазами не только уцелевшие части железнодорожного состава, но сами золотые слитки - однако ни один из них, так и не удалось почему-то поднять на поверхность. Эти сокровища еще ждут своих кладоискателей.