Последние дни перед восьмым марта, я услышал о подарках сотрудникам, партнерам - десятки, если не сотни раз.
Хорошо помню времена, когда у меня были магазины, в которых работали только девушки и я с ужасом ожидал прихода этого праздника - в те времена я считал своей обязанностью, не только накрыть стол в офисе, но и каждой подарить по хорошему букету. Помимо десятков сотрудниц подарки от меня получали еще десятки женщин из фирм поставщиков, постоянных клиентов - удар по бюджету каждый год был серьезный.
Годами наблюдая на связь между подарками в праздники, дни рождений лично сотрудников и отношением в самых разных вопросах - лояльность на переговорах, готовность пойти хотя бы на встречу в сложных вопросах. Про уступки вообще молчу, я однозначно для себя понял, что никакой связи нет.
Как и у меня лично не рождалось желания смотреть по другому на сотрудника, партнера, сделавшего мне какой-либо дорогой подарок. Особенно жалко деньги потративших людей на то, что мне совершенно не нужно. Например, у меня сейчас лежит дома в коробочках 9 дорогих ручек Parker.
Логика руководителя проста - сотрудник или партнер (клиент, поставщик, подрядчик) выполняют хорошо свои обязательства, а это самое главное для бизнеса, то значит с ними надо продолжать работу, а если явно и постоянно подводят, то никакие подарки не окупят постоянной нервотрепки, которая ставит под удар весь бизнес! Только глупые наемники, чиновники пытаются максимизировать свою выгоду, находясь временно на какой-либо руководящей должности. Им все равно, что дальше будет происходить с доверенным им проектом.
А кому и какие подарки дарить?
Считаю два варианта, когда следует тратить деньги на подарки:
1. Вам удалось точно узнать, что действительно важно человеку - от него самого или его ближайших друзей, родственников. Это порадует его и не напряжет Вас по сумме затрат. Очень важное условие, что этот подарок будет уместно ему принять от Вас публично и затем никто не скажет, что Вы пытались его подкупить таким образом. Если это условие может быть не соблюдено, то лучше отказаться от идеи с этим подарком.
2. Когда подарок - часть сделки и он выгоден Вам. Например, руководитель крупного департамента явно и конкретно дал понять, что за подарок (гаджет, путевка, ремонт, массажистка, щенок определенной породы и пр.) Ваша компания однозначно получит выгодный заказ. Вы посчитали и решили, что бюджет подарка спокойно закладывается в рекламные или представительские затраты и всем хорошо.
Какие затраты на сотрудников лучше не сокращать?
При условии, что в Вашей компании сотрудникам выплачивается премия в виде подарков к дню рождения или какому-либо празднику, то, конечно, трогать ее не стоит, так как сотрудники уже давно ее воспринимают, как часть системы вознаграждения.
Есть один формат, который придумал еще Александр Македонский, как гласит история - это организация праздника, корпоратива и пр. Это именно те самые затраты, которые помогают укрепить власть, дать выпустить пар, дать возможность сотрудникам увидеть масштаб компании и еще много других плюсов. Но это совсем другая история, хотя часто на праздниках демонстративно дарятся подарки, грамоты , сертификаты и пр. Это просто часть мероприятия, где все эти затраты играют свою роль при управлении коллективными эмоциями.
Выводы по затратам на подарки в бизнесе
Я лично подарил сотни разных подарков, а от компаний, которыми я руководил, счет однозначно уже перешел на тысячи. Форматы и стоимость подарков были самые разные - от именных открыток, до путевок за границу.
Последние годы я просто вычеркнул эту статью затрат из своих деловых расходов (для друзей и родственников конечно оставил) и регулярно ближайшим партнерам рекомендую поступить так же. На отношения с хорошими и проверенными партнерами это никак не повлияло - как мы работали, доверяли и доверяем друг другу, так и продолжаем.
А на тех, кому я напрягаясь подбирал дорогие подарки, чтобы "заслужить" их внимание и благосклонность - это тоже никак не влияло. Как они "давили" меня по цене и условиям или не замечали, так дальше и продолжают себя вести.
В зависимости от оборотов и количества сотрудников, контрагентов - руководители могут сэкономить сотни, а иногда и миллионы рублей в год.
Подписывайтесь на мой канал (Путь партнерства, инвестиций), обращайтесь в личку в социальных сетях с вопросами и предложениями.
Интересно Ваше мнение по этой статье - пишите в комментариях.