Озон меняет подход к тарификации своих услуг для продавцов. Новые тарифы опубликованы уже сейчас. Давайте разберемся какие товары теперь получат преимущества, а какие продавать станет сложнее.
Комиссия за продажу
Это базовая часть и основа услуг Озона. Взымается при продаже товара и зависит от категории. Более маржинальные категории имеют большую комиссию и наоборот.
Разберем на примере нижнего белья.
Здесь условия стали более гибкими, теперь недорогие товары продавать выгоднее, потому что теперь нет порогового значения. Также преимущество получили товары, которые продаются со склада Озон – новая комиссия одинаковая для обоих моделей работы, а раньше комиссия при продаже со склада Озон была выше.
Стоимость доставки
Это новая составляющая тарифа. При запуске Маркетплейса эта составляющая уже существовала, но потом её отменили ввиду сложности подсчета. Продавцам было сложно представить общую экономику и решение компаний по выходу на площадку затягивалось. Сейчас доставка снова включается в тарифы. Это не полная стоимость доставки, а только часть.
Продажа мелких товаров, например, трусов (объем менее 1 литра) со своего склада становится невыгодной. Обработка заказа на складе, которым я пользуюсь обходится 30-50 рублей и ещё 40 рублей я теряю на тарифе за доставку.
Таким образом, на складе Озона будет больше мелких товаров. Возможно, это оправдано с точки зрения разбиения заказов на посылки и теперь посылок в одном заказе станет меньше, благодаря тому, что мелкие товары будут собираться на складе Озона.
Ну и конечно есть техническое ограничение, Озон просто не в состоянии измерять все посылки, которые приходят в пункты приема отправлений.
Давайте посмотрим как тариф доставки влияет на общую составляющую комиссии.
В недорогих товарах предсказуемо доля затрат составляет довольно большую часть, но при продаже со склада Озон этот размер вполне адекватный и сопоставим с комиссиями Wildberries (33 рубля за доставку).
Также появилась стоимость возврата, которая равна стоимости доставки. И опять же продажа со своего склада становится ещё менее выгодной, хотя покупатели Озона возвращают товары довольно редко, по сравнению с покупателями Wildberries. Доля возвратов примерно 15%. Поэтому более корректно считать, что 15% товаров облагаются тройным тарифом (туда-обратно-туда).
Стоимость размещения
Это ещё одно дополнение к новым тарифам. 1 литр товара будет стоить 0,3 рубля за сутки.
Но стоимость размещения уменьшается комиссией за продажу. То есть если комиссия за продажу 1000 рублей, а стоимость размещения 1200, то заплатить придется 200 рублей.
Можно посчитать для моего примера. Я поставляю 1000 штук трусов, и продаю по 250 штук в месяц.
В моём примере видно, что за размещение я платить не буду. Плата за размещение возникает только для очень больших товаров, например, большая машина в коробке может иметь объем 20 литров. В случае если поставить на Озон больше чем трехмесячный запас, то придется платить за размещение.
Ну и плохая идея продавать со склада Озон, например штукатурку Rotband. Комиссия за продажу превысит плату за размещение только если поставлять каждые 4-5 дней.
В целом, для большинства случаев платы за размещение не будет, если ваш товар продаётся.
Общая стоимость
Итак, посчитаем общую стоимость услуг Озон, после изменения тарфиов.
Трусы станет продавать выгоднее со склада Озон, особенно дорогие.
Выводы
Озон предпринял довольно значительные изменения в тарифах, и значительно их усложнил, но попробуем разобраться, чего Озон хочет добиться.
1. Озон отдает предпочтение продаже со склада Озон. Товары, объемом до одного литра выгодно продавать только со склада Озон – экономия 40 рублей. При продаже со своего склада, продавец также несет затраты на комплектацию и упаковку, примерно 30-50 рублей на заказ, итого, для маленьких товаров выгода при продажи со склада Озон составит 70-90 рублей.
2. Озон начинает более корректно перекладывать свои затраты на продавца. Раньше доставка дешевых товаров субсидировалось из комиссии дорогих товаров. Теперь затраты на доставку впрямую выставляются продавцу и продавать дешевые товары становится ещё менее выгодно. Можно ожидать роста цен по дешевым товарам и как следствие уход с площадки.
3. Комиссия за продажу изменилась по-разному. В одежде можно видеть довольно резкое падение. Одежду продавать становится выгоднее. По игрушкам же обратная ситуация – стоимость услуг Озона по игрушкам становится выше и продавать их теперь сложнее. Это довольно странно, если учесть, что Озон по многим игрушкам является сам основным продавцом. Продавцам игрушек на площадке станет сложнее.
4. Плата за хранение призвана освободить склады от неликвидных и объемных товаров, а значит более эффективно использовать складские площади. Только справится ли приемка и комплектация с большим количеством мелких товаров. На приёмке Озона переодически существуют проблемы. Ввод платы за хранение не выглядит радикальной мерой и направлен скорее на 5% самых невыгодных товаров.
5. Очень странно, что Озон не берет плату за приемку и комплектацию заказов. На сторонних складах это довольно дорогая операция, от 55 рублей у Fastery. Плата за комплектацию заказов позволила бы более корректно отделять стоимость заказов со склада продавца от заказов со склада Озона. И поддержала бы модель отгрузки со склада продавца. Я допускаю появление такого тарифа в дальнейшем. Либо более низкую цену доставки при отгрузке со склада продавца.
6. Совсем не понимаю зачем Озон сделал столько изменений одновременно, ведь теперь довольно сложно отследить эффект от каждого отдельного изменения и дальнейшая балансировка тарифов становится сложнее. Кроме того, это сильное потрясение для селлеров, которым придется пересматривать цены и ассортимент для Озона. В условиях конкуренции с другими продавцами это долгая задача с заранее неизвестным результатом и возможными потерями.
Важная новость, с середины апреля в тестовом режиме открывается склад, с которого можно будет отгружать заказы на Озон по модели продажи со склада продавца. Я тоже отгружаюсь с этого склада. Если хотите попасть в число тестовых продавцов, заполните небольшую форму.
____________
Задавайте вопросы в комментариях, я на всё отвечаю!
Все статьи канала в одном месте для удобного поиска материалов.
Подключение к маркетплейсам. Часть 2. Озон
Сервисы аналитики для продавцов на Маркетплейсах
10 месяцев продаж на Озон и Вайлдберриз
Аналитика на маркетплейсе Озон
Как фотографии влияют на продажи на Озон и Wildberries
Проходите мой курс по продажам на Озон, если тоже хотите начать продавать.