4,7K подписчиков

Почему не выключается вентилятор на радиаторе?

1,2K прочитали
Причины неисправности "не выключается вентилятор на радиаторе"
Причины неисправности "не выключается вентилятор на радиаторе"

На примере системы охлаждения карбюраторного (21083) и инжекторного (2111) двигателей автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) попытаемся разобраться почему возникает неисправность "не выключается вентилятор на радиаторе".

Признаки неисправности

Вентилятор на радиаторе начинает работать сразу после поворота ключа в замке зажигания или после пуска не смотря на то, что двигатель еще не прогрет

Вентилятор на радиаторе перестал выключаться после нормального включения на прогретом двигателе

Причины неисправности для двигателя 21083 карбюраторной ВАЗ 21093

Неисправен датчик включения-выключения электродвигателя вентилятора на радиаторе

В системе охлаждения карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093 за своевременное включение и выключение вентилятора на радиаторе отвечает датчик включения-выключения, установленный в правом бачке радиатора. При превышении температуры охлаждающей жидкости 99ºС контакты внутри датчика соединяются замыкая электрическую цепь ("масса") электродвигателя вентилятора на радиаторе и тот включается. При падении температуры ОЖ ниже 94ºС контакты внутри датчика размыкаются, цепь разрывается, вентилятор останавливается.

В случае, если датчик неисправен и контакты внутри него "слиплись" (постоянно замкнуты), то "минус" все время подается на электродвигатель и он начинает работать даже на не прогретом двигателе. Либо, периодически возникает проблема, когда вентилятор не выключается после того как охладил ОЖ.

Датчик включения-выключения вентилятора в правом бачке радиатора
Датчик включения-выключения вентилятора в правом бачке радиатора

Неисправна электрическая цепь датчика включения-выключения вентилятора

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 до 1998 г.в. с монтажным блоком 17.3722 (пальчиковые предохранители) в электрической цепи электродвигателя вентилятора на радиаторе имелось реле, установленное в монтажном блоке. Его неисправность (постоянно подается "плюс" на электродвигатель вентилятора) также приводит к непрерывной работе вентилятора.

Реле К9 в монтажном блоке отвечает за включение-выключение электродвигателя вентилятора на радиаторе

Реле К9 в монтажном блоке отвечает за включение-выключение электродвигателя вентилятора на радиаторе
Реле К9 в монтажном блоке отвечает за включение-выключение электродвигателя вентилятора на радиаторе

На ВАЗ 21083, 21093, 21099 после 1998 года выпуска (монтажный блок 2114) реле нет и электрический ток (+) постоянно подается на электродвигатель вентилятора вне зависимости от того включено зажигание или нет. Поэтому в том, что он не выключается и работает без остановки "виноват" только неисправный датчик включения-выключения.

Причины неисправности для двигателя 2111 инжекторной ВАЗ 21093i

Неисправен датчик температуры (ДТОЖ) системы управления двигателем (ЭСУД)

По сигналу с ДТОЖ блок управления определяет температуру охлаждающей жидкости и замыкает или наоборот размыкает электрическую цепь электродвигателя вентилятора. В случае неисправности датчика температуры блок управления включает вентилятор на постоянную работу, переходит всю систему ЭСУД в резервный режим. На панели приборов загорается лампа CHECK ENGINE.

ДТОЖ ЭСУД установлен возле термостата системы охлаждения двигателя 2111 ВАЗ 21093i
ДТОЖ ЭСУД установлен возле термостата системы охлаждения двигателя 2111 ВАЗ 21093i

Неисправен блок управления (ЭБУ) системы управления двигателем

Если замена ДТОЖ не приводит к исправлению проблемы - вентилятор постоянно работает и не выключается, скорее всего неисправен блок управления ЭБУ.

Что делать, если постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093?

В случае возникновения проблемы постоянно работающего вентилятора на радиаторе системы охлаждения карбюраторного двигателя необходимо заменить датчик включения-выключения заведомо исправным или новым. Так же следует проверить реле (установить заведомо исправное или новое) и проводку электродвигателя вентилятора и датчика на предмет замыкания на "массу".

В системе охлаждения инжекторного двигателя необходимо заменить датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), предварительно проверив его электрическую цепь. Неисправный блок управления проще заменить аналогичным новым.

Примечания и дополнения

Если продолжать ездить на автомобиле с постоянно работающем вентилятором на радиаторе, то охлаждающая жидкость в системе охлаждения не прогревается до требуемой рабочей температуры (95ºС). Это приводит к повышению расхода топлива, ускорению износа деталей двигателя. В холодный период такая эксплуатация становится практически не возможной.