National Geographic рассказал о том, как по улицам Италии расхаживает белоснежный Леонардо да Винчи. Перевела статью и делюсь ей с вами (в сокращении):
"В итальянском городе Флоренция старое соседствует с новым. Электромобили несутся по многовековым мощеным улицам. Туристы в футболках, шортах и часах Apple Watches лакомятся мороженым под знаменитым куполом Брунеллески.
И всё же есть что-то удивительное в том, чтобы наблюдать, как Возрождение оживает перед твоими глазами. Это происходит, когда Леонардо да Винчи проверяет свой мобильный телефон или Мона Лиза высовывается из кадра, чтобы сделать глоток яблочного сока.
Артисты-подражатели Вальтер Конти и его дочь Елена Пинори маскируются под великого итальянского художника и его самую известную модель. Минимум три дня в неделю Конти тратит два часа на костюм, чтобы выглядеть как статуя художника перед галереей Уффици. Для этого нужно наклеить волосы до плеч и волнистую бороду из хлопка и акриловой краски, надеть белый халат и берет, нанести густой белый грим на лицо, включая веки и губы.
Пинори требуется столько же времени, чтобы превратиться в Джоконду. Она говорит, что воспроизведение мастерства Леонардо требует исключительных навыков и терпения. Ведь знаменитая техника сфумато — размытие контуров — придает героине эфемерность, которую очень трудно имитировать на настоящем лице.
Хотя их работа заключается в том, чтобы оставаться неподвижными, воссоздание Ренессанса требует физической выносливости. Конти и Пинори должны сохранять свои позы шесть-восемь часов несмотря на костюмы и грим, в которых летом бывает жарко.
Густо накрашенные губы мешают Конти говорить. Когда он это делает, макияж стирается, и его приходится наносить снова. Пинори же должна казаться постоянно расслабленной, сохраняя на лице обольстительную улыбку Моны Лизы и блуждающий взгляд, не демонстрируя других выражений лица. “Это очень трудно", — говорит она.
Как и любая работа, ренессансная реконструкция имеет свои недостатки. Иногда Пинори приходится мириться с непристойными шутками прохожих. Кроме того, поскольку Конти и Пинори полагаются на общественные пожертвования, у них нет надежного дохода. Когда дождь заливает улицы города (например, в мае), туристы испаряются. В обычный день они могут заработать от 50 до 150 евро, в плохой день это число падает до 30 евро или меньше.
И Пинори, и Конти намерены продолжать искать себя. Среди других персонажей Пинори — Венера из картины Боттичелли "Весна" и Иштар, месопотамская богиня любви и войны. Сейчас Конти работает над костюмом для Галилео Галилея. Он планирует представить его в следующем году, когда полное солнечное затмение по прогнозам затмит части южного полушария — уникальное событие для астрономов.
В своих необычных набросках Леонардо часто заглядывал в будущее. Галилей, родившийся в 1564 году, через несколько десятилетий после смерти Леонардо, направил телескоп в небо. А Конти и Пинори вместо этого переносят нас назад во времени, оживляя путаницу прошлых жизней. Они освещают не только собственные души, но и души тех, кто их окружает".
Читать статью в оригинале на английском, а еще мою статью о технике сфумато, которой знаменит Леонардо да Винчи.