Найти в Дзене

Четыре картины про грех, соблазн и раскаяние

Грех и соблазн Это-самое знаменитое произведение немецкого символиста Франца фон Штука (1863-1928). Все знают “Юдифь” Климта, вот теперь перед нами её прообраз. Картина Климта в основе своей является парафразом шедевра его товарища по общей немецко-австрийской тусовке рубежа веков. Это отбрасывает необычный оттенок на “Юдифь”. Картина фон Штука называется “Грех” и такое название делает очевидным, вроде бы, её содержание. Грех красив и привлекателен, как женщина на картине и также коварен и опасен, как змей, выползающий из под её покрова. И, кроме того, здесь звучит всё та же тема опасной губительной красоты, что и в других картинах фон Штука. Но вернемся теперь к Юдифи. Напомню кратко библейскую историю, тем более, что это один из самых популярных сюжетов в мировой живописи. После того, как войска вавилонян осадили её родной город, прекрасная еврейская девушка Юдифь нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, о
Оглавление


Грех и соблазн

Это-самое знаменитое произведение немецкого символиста Франца фон Штука (1863-1928).

Франц фон Штук -“Грех” .1891
Франц фон Штук -“Грех” .1891

Все знают “Юдифь” Климта, вот теперь перед нами её прообраз. Картина Климта в основе своей является парафразом шедевра его товарища по общей немецко-австрийской тусовке рубежа веков.

Это отбрасывает необычный оттенок на “Юдифь”. Картина фон Штука называется “Грех” и такое название делает очевидным, вроде бы, её содержание.

Густав Климт "Юдифь" (1901)
Густав Климт "Юдифь" (1901)

Грех красив и привлекателен, как женщина на картине и также коварен и опасен, как змей, выползающий из под её покрова. И, кроме того, здесь звучит всё та же тема опасной губительной красоты, что и в других картинах фон Штука.

Но вернемся теперь к Юдифи. Напомню кратко библейскую историю, тем более, что это один из самых популярных сюжетов в мировой живописи.

После того, как войска вавилонян осадили её родной город, прекрасная еврейская девушка Юдифь нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она, после ночи любви, отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасён.

То есть Юдифь спасает город через соблазн и грех. Климт и изображает её соблазнительной и полуодетой как “Грех” фон Штука. Его полуголая Юдифь пришла не только спасти город от врага, но и получить удовольствие - то ли от ночи любви, то ли от убийства врага.

Франц фон Штук "Юдифь и Олоферн" (1927)
Франц фон Штук "Юдифь и Олоферн" (1927)

Намного позже, уже в 20-е, свою “Юдифь” напишет и фон Штук. Он изобразит, её стоящей с мечом у ложа спящего Олоферна абсолютно откровенно, почти уже развратно, обнаженной.

Грех и Смерть

Стоит сразу пояснить, чтобы не было лишних вопросов. Грех - женщина , в немецком языке слово Die Sunde - женского рода, а Смерть - мужчина, немецкое Der Tod.

Иоганн Генрих Фюссли «Грех, преследуемый смертью»  (1794).
Иоганн Генрих Фюссли «Грех, преследуемый смертью» (1794).

Но сначала немного об авторе. Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825) был не только художником, но также и теоретиком искусства и считается одним из первых английских (он швейцарец, но много лет прожил в Англии) романтиков.

Несмотря на успешную карьеру, его картины производили на современников разное впечатление. Так писатель, основатель жанра готического романа, Хоррас Уоллоп писал, что “Фюссли поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью”.

А позже картина Фюссли “Кошмар” висела в приемной у самого Зигмунда Фрейда.

Но в этой вещи не так много безумия как может показаться. Понимание того, что грех неизбежно ведет к смерти - общее местом во всей христианском богословии. Еще апостол Павел писал, что “грехом в мир смерть вошла”.С христианской точки зрения, если бы мы не грешили, то и не умирали бы.

Но тут есть ещё. В базовой для английской культуры поэме Джона Мильтона “Изгнание из Рая” рассказывается, что грех - дочь Сатаны, которая выходит подобно греческой Афине из его головы. А смерть - их сын, то есть результат кровосмесительной связи Дьявола и Греха, то есть инцеста отца и дочери.

Смерть у Мильтона почти бестелесный призрак, но, все-таки, мужчина. Как и на картине Фюссли.

И вот тут начинается Фрейд. Смерть преследующий (оставим мужской род) Грех, желает овладеть ей, то есть тоже стремится к инцесту с собственной матерью. Такая иллюстрация Эдипова комплекса за почти сто лет до его открытия не могла не покорить старину Зигмунда, пусть даже в его кабинете висела и другая картина Фюссли.

А плодом любви Греха и Смерти, как писал друг Фюссли, Уильям Блейк, стал Ад.

“Ешь, пей, веселись, завтра мы все умрем”

Отто Дикс .“7 смертных грехов “.1933
Отто Дикс .“7 смертных грехов “.1933

Один из ярких представителей художественного движения “новая вещественность”, Отто Дикс (1891-1969) написал эту картину в 1933 году, сразу после того, как пришедшие к власти нацисты лишили его должности преподавателя в Дрезденской художественной академии и какого бы то ни было содержания.

Естественно, трудно не увидеть в этой картине с весело танцующими грехами отражение отношения художника к новому режиму. Процессия на полотне отсылает сразу, как образам Босха и средневековому карнавалу, так и выглядят карикатурой на шествия фашистов.

Перед нами семь смертных грехов, которые в западно-христианской традиции считаются основными и влекут за собой все остальны. Это - традиционный сюжет для искусства ( вспомним того же Босха или Брейгеля).

Впереди еле идет, можно сказать прётся скрюченная старуха – это Алчность, белый карлик на ее спине – Зависть, пляшущий скелет – Лень, сладострастная женщина с обнаженной грудью – Похоть, рогатый монстр – Злость, огромная голова с анусом вместо рта, задранным вверх носом и закрытыми ушами – это Тщеславие, а толстяк с кастрюлей на голове – Обжорство.

Надо сказать, что до конца Дикс не рискнул и карлик, изображающий Зависть, был сначала без усов. Их он дорисовал только в 1945 году, после чего намёк на Гитлера стал очевиден.

Вся эта весёлая пляска грехов происходит на фоне большого, но разрушающегося здания окруженного морем, которое символизирует весь мир европейской цивилизации погружающийся в бездну под веселую пляску грехов.

Возможно, что эта картина могла бы с таким же успехом называться и “Пир во время чумы”.

После увольнения Дикс уезжает с семьей жить в деревню и начинает писать нейтральные пейзажи, улыбающихся девушек и цветы, которые безопасны и позволяют выжить.

Покаяние

Победой над грехом, по учению христианской церкви является, как известно, покаяние.

Жорж де Латур “Кающаяся Магдалина” (ок. 1540). В Православной и Католической церквях представление о Марии Магдалине различается.

В восточно-христианской церкви она понимается согласно евангельскому тексту — исключительно как одна из жен-мироносиц первыми пришедших ко гробу Христа и обнаруживших, что его там нет. Также в Евангелии упоминается, что Иисус изгнал из нее семь бесов.

На западе Магадлина отождествляется с образом кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря воскрешенного Иисусом из мертвых. Этот образ закреплен в средневековом сборнике христианских легенд “Золотая легенда”, ставшим источником библейских сюжетов для всей европейской живописи Нового времени.

Кающуюся Магадлину изображали много и по-разному и у самого Латура несколько картин на этот сюжет. Они очень похожи между собой, отличаясь некоторыми деталями. В посте представлено две из них.

-6

В одной из них Магдалина с оголенным плечом задумчиво сидит перед столом на котором стоит зажженная свеча - символ Христа (божественный свет) и лежат книги - символ слова Бога призывающего к покаянию.

На коленях она держит держит череп - символ памяти о смерти, которая считается началом любого покаяния. Также мы видим на столе традиционные для изображения покаяния крест и плеть - символ бичующей грешника совести.

А вот во втором варианте, Магдалина сидит перед зеркалом у которого стоит свеча, отражающаяся в нем. А еще ...в зеркале отражается полная темнота. Конечно это метафорическое изображения Христа, являющегося слову Евангелия “светом светящим во тьме”.

-7

В данном случае это тьма души Магдалины и свет истины отражается в ее душе, как свеча в темном пространстве зеркала. И если первый вариант о покаянии, то второй скорее о надежде, то второй о последней надежде на прощение.

И здесь уже не нужны ни книги, ни обличающий бич совести, ни даже крест. Только страх смерти и свет надежды в темноте.

А вместо плети на столе лежит жемчужное ожерелье - символ чистоты души, противопоставленный брошенным на пол драгоценностям - следам былой роскошной и грешной жизни.

Еще больше о живописи в блоге @ihaskovitch