Грех и соблазн
Это-самое знаменитое произведение немецкого символиста Франца фон Штука (1863-1928).
Все знают “Юдифь” Климта, вот теперь перед нами её прообраз. Картина Климта в основе своей является парафразом шедевра его товарища по общей немецко-австрийской тусовке рубежа веков.
Это отбрасывает необычный оттенок на “Юдифь”. Картина фон Штука называется “Грех” и такое название делает очевидным, вроде бы, её содержание.
Грех красив и привлекателен, как женщина на картине и также коварен и опасен, как змей, выползающий из под её покрова. И, кроме того, здесь звучит всё та же тема опасной губительной красоты, что и в других картинах фон Штука.
Но вернемся теперь к Юдифи. Напомню кратко библейскую историю, тем более, что это один из самых популярных сюжетов в мировой живописи.
После того, как войска вавилонян осадили её родной город, прекрасная еврейская девушка Юдифь нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она, после ночи любви, отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасён.
То есть Юдифь спасает город через соблазн и грех. Климт и изображает её соблазнительной и полуодетой как “Грех” фон Штука. Его полуголая Юдифь пришла не только спасти город от врага, но и получить удовольствие - то ли от ночи любви, то ли от убийства врага.
Намного позже, уже в 20-е, свою “Юдифь” напишет и фон Штук. Он изобразит, её стоящей с мечом у ложа спящего Олоферна абсолютно откровенно, почти уже развратно, обнаженной.
Грех и Смерть
Стоит сразу пояснить, чтобы не было лишних вопросов. Грех - женщина , в немецком языке слово Die Sunde - женского рода, а Смерть - мужчина, немецкое Der Tod.
Но сначала немного об авторе. Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825) был не только художником, но также и теоретиком искусства и считается одним из первых английских (он швейцарец, но много лет прожил в Англии) романтиков.
Несмотря на успешную карьеру, его картины производили на современников разное впечатление. Так писатель, основатель жанра готического романа, Хоррас Уоллоп писал, что “Фюссли поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью”.
А позже картина Фюссли “Кошмар” висела в приемной у самого Зигмунда Фрейда.
Но в этой вещи не так много безумия как может показаться. Понимание того, что грех неизбежно ведет к смерти - общее местом во всей христианском богословии. Еще апостол Павел писал, что “грехом в мир смерть вошла”.С христианской точки зрения, если бы мы не грешили, то и не умирали бы.
Но тут есть ещё. В базовой для английской культуры поэме Джона Мильтона “Изгнание из Рая” рассказывается, что грех - дочь Сатаны, которая выходит подобно греческой Афине из его головы. А смерть - их сын, то есть результат кровосмесительной связи Дьявола и Греха, то есть инцеста отца и дочери.
Смерть у Мильтона почти бестелесный призрак, но, все-таки, мужчина. Как и на картине Фюссли.
И вот тут начинается Фрейд. Смерть преследующий (оставим мужской род) Грех, желает овладеть ей, то есть тоже стремится к инцесту с собственной матерью. Такая иллюстрация Эдипова комплекса за почти сто лет до его открытия не могла не покорить старину Зигмунда, пусть даже в его кабинете висела и другая картина Фюссли.
А плодом любви Греха и Смерти, как писал друг Фюссли, Уильям Блейк, стал Ад.
“Ешь, пей, веселись, завтра мы все умрем”
Один из ярких представителей художественного движения “новая вещественность”, Отто Дикс (1891-1969) написал эту картину в 1933 году, сразу после того, как пришедшие к власти нацисты лишили его должности преподавателя в Дрезденской художественной академии и какого бы то ни было содержания.
Естественно, трудно не увидеть в этой картине с весело танцующими грехами отражение отношения художника к новому режиму. Процессия на полотне отсылает сразу, как образам Босха и средневековому карнавалу, так и выглядят карикатурой на шествия фашистов.
Перед нами семь смертных грехов, которые в западно-христианской традиции считаются основными и влекут за собой все остальны. Это - традиционный сюжет для искусства ( вспомним того же Босха или Брейгеля).
Впереди еле идет, можно сказать прётся скрюченная старуха – это Алчность, белый карлик на ее спине – Зависть, пляшущий скелет – Лень, сладострастная женщина с обнаженной грудью – Похоть, рогатый монстр – Злость, огромная голова с анусом вместо рта, задранным вверх носом и закрытыми ушами – это Тщеславие, а толстяк с кастрюлей на голове – Обжорство.
Надо сказать, что до конца Дикс не рискнул и карлик, изображающий Зависть, был сначала без усов. Их он дорисовал только в 1945 году, после чего намёк на Гитлера стал очевиден.
Вся эта весёлая пляска грехов происходит на фоне большого, но разрушающегося здания окруженного морем, которое символизирует весь мир европейской цивилизации погружающийся в бездну под веселую пляску грехов.
Возможно, что эта картина могла бы с таким же успехом называться и “Пир во время чумы”.
После увольнения Дикс уезжает с семьей жить в деревню и начинает писать нейтральные пейзажи, улыбающихся девушек и цветы, которые безопасны и позволяют выжить.
Покаяние
Победой над грехом, по учению христианской церкви является, как известно, покаяние.
Жорж де Латур “Кающаяся Магдалина” (ок. 1540). В Православной и Католической церквях представление о Марии Магдалине различается.
В восточно-христианской церкви она понимается согласно евангельскому тексту — исключительно как одна из жен-мироносиц первыми пришедших ко гробу Христа и обнаруживших, что его там нет. Также в Евангелии упоминается, что Иисус изгнал из нее семь бесов.
На западе Магадлина отождествляется с образом кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря воскрешенного Иисусом из мертвых. Этот образ закреплен в средневековом сборнике христианских легенд “Золотая легенда”, ставшим источником библейских сюжетов для всей европейской живописи Нового времени.
Кающуюся Магадлину изображали много и по-разному и у самого Латура несколько картин на этот сюжет. Они очень похожи между собой, отличаясь некоторыми деталями. В посте представлено две из них.
В одной из них Магдалина с оголенным плечом задумчиво сидит перед столом на котором стоит зажженная свеча - символ Христа (божественный свет) и лежат книги - символ слова Бога призывающего к покаянию.
На коленях она держит держит череп - символ памяти о смерти, которая считается началом любого покаяния. Также мы видим на столе традиционные для изображения покаяния крест и плеть - символ бичующей грешника совести.
А вот во втором варианте, Магдалина сидит перед зеркалом у которого стоит свеча, отражающаяся в нем. А еще ...в зеркале отражается полная темнота. Конечно это метафорическое изображения Христа, являющегося слову Евангелия “светом светящим во тьме”.
В данном случае это тьма души Магдалины и свет истины отражается в ее душе, как свеча в темном пространстве зеркала. И если первый вариант о покаянии, то второй скорее о надежде, то второй о последней надежде на прощение.
И здесь уже не нужны ни книги, ни обличающий бич совести, ни даже крест. Только страх смерти и свет надежды в темноте.
А вместо плети на столе лежит жемчужное ожерелье - символ чистоты души, противопоставленный брошенным на пол драгоценностям - следам былой роскошной и грешной жизни.
Еще больше о живописи в блоге @ihaskovitch