Найти тему
Владимир Антонов

Танковые заводы СССР и III Рейха.

К началу войны с СССР , Третий рейх контролировал большую территорию Европы. Сейчас много пишут про европейское «Сопротивление», но глупо отрицать , что промышленность Европы исправно работала на Рейх. Объединенный под немецким управлением экономический потенциал был не сопоставим с возможностями заводов Советского Союза. Даже сталинская индустриализация и централизация не смогла существенно изменить ситуацию. Например производство стали в 1940-1944 году в III Рейха составило 162,6 мил.т. против 63,7 мил.т. в СССР. Немецкий станочный парк превосходил советский в 2,5 раза, причем станки были в разы совершенней, кроме разве только штамповочного и частично прокатного оборудования. Не просто так же, подписав с Германией в 1939 году торговый договор, СССР особой строкой выделил поставки высокоточных станков и оборудования. Однако , даже явно лучшее положение со станками не помешало немцам вывезти в Рейх , за годы оккупации более 175 тыс, станков.

-2

В связи с позицией Гитлера, к массовому производству бронетехники Германия приступила много позднее СССР. Однако наличие современной промышленности позволило им быстро нарастить производство танков. Первыми освоили массовый выпуск танков заводы «Крупп» (г. Эссен), «Рейнметалл-Борзиг» (г. Берлин), «Даймлер-Бенц АГ» (г. Берлин) , «Хеншель и сын АГ» (г. Кассель) и «Грузон-Верке» (г. Магдебург). Немцами в короткие сроки были построены танковые заводы: «Алкетт» (г. Берлин), «МИАГ»(г. Брауншвайг), для сборки «Пантер» был построен завод «Нидерсаксен».

К постройке бронетехники для вермахта подключили заводы присоединенных стран , австрийскую фирму «Штейер-Даймлер-Пух», чешские «ЧКД» и «Шкода». В Польше на «Объединенных машиностроительных заводах» собирали танки Pz. Kpfw II . Во Франции, развернули производство комплектующих для танков. Было достроено большое количество танков S-35, B-2, R-35 и Н-35, на их базе было выпущено более полутора тысяч различных САУ и ЗСУ. Развертывали производство и на захваченных советских заводах. В Харькове на заводе № 183 ремонтировали танки, автомашины, самолеты. Мариупольский броневой завод производил прокат.

-3

Отдавая отчет в ценности доставшихся им трофеев, генерал Зенгер-унд-Эттерлина писал «... Без промышленного потенциала Франции Гитлер не смог бы продолжать войну так долго», а полковник Г. Ритген отмечал «... без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз».

Всего танковая промышленность Рейха включала в себя 34 крупных фирмы или около 150 заводов, занимающихся выпуском танков, САУ и комплектующих к ним.

-4

Чем же смог ответить им СССР?

В 1941 году, из-за поражения в приграничном сражении и последующих неудачах на фронтах, Советский Союз , был свернуть производство и начать срочную эвакуацию почти всех танковых заводов. Из заводов производящих Т-34 на месте остался только Сталинградский тракторный, но и от него летом и осенью 1942 года практически нечего не осталось. Из трех заводов производящих бронелист, Ижорского, Мариупольского и Кулебакского - лишь последний наиболее маломощный остался не оккупированным. Фактически СССР пришлось с нуля и в чистом поле строить новую танковую отрасль. В сентябре 1941 года был создан Наркомат танковой промышленности, объединивший как эвакуируемые на восток танкостроительные заводы, так и предприятия станко- и судостроения. Началась операция по развертыванию оборонной индустрии на Урале и в Сибири. Уральский танковый завод N183 получил оборудование Уралвагонзавода, Харьковского завода №183, Харьковского тракторного завода, Московского станкостроительного завода имени С. Орджоникидзе, сталелитейного завода имени С. Орджоникидзе, Мариупольского металлургического завода и некоторых других предприятий. Нижний Тагил стал танковой столицей СССР. К первому кварталу 45 года в состав РКТП входили крупные танкосборочные предприятия:

- Челябинский Кировский завод (танки ИС-2, САУ ИСУ-152, ИСУ-122);

- Уральский танковый завод №183, г. Нижний Тагил (танки Т-34-85);

- Уральский завод тяжелого машиностроения, г. Свердловск (САУ СУ-ЮО);

- завод №112, г. Горький (танки Т-34-85);

- завод №174, г. Омск (танки Т-34-85);

- завод №75, г. Харьков (танки Т-44).

Еще 2 предприятия выпускали легкие САУ СУ-76, а еще 18 заводов - различные танковые узлы, комплектующие и запасные части для ремонтных мастерских . Таким образом, вся отрасль состояла из 26 заводов - это все равно много меньше 150 предприятий, поставлявших бронетехнику вермахту.

-5

Эффективность работы машиностроительного завода, как правило, определяется уровнем квалификации его инженеров и рабочих. В профессионализме германских машиностроителей 1940-х гг. сомневаться не приходится; а по численности они в 1941 г. в полтора раза превосходили своих советских оппонентов. Мобилизация фактически не затронула работников немецкой военной промышленности: еще зимой 1940-1941 гг. основные заводы и фабрики получили статус «спецпредприятий», полностью освобожденных от призыва. В 1942 г. в связи с не успехами вермахта на восточном фронте , неквалифицированных рабочих стали призывать в вермахт, но одновременно стали возвращать с фронта рабочих старших возрастов, широко практиковался наем рабочих из других стран Европы, а также вывоз рабочей силы с оккупированных территорий. Для выполнения неквалифицированных работ широко применялся труд военнопленных. В 1944 г. численность иностранной рабочей силы достигла 7 млн. чел., на танкостроительных заводах такие работники составляли до 50% . Немецкие женщины до 1942 г. привлекались на оборонные заводы исключительно в добровольном порядке; в 1942 г. для них была введена трудовая повинность.

-6

В Советском Союзе ситуация была противоположной. Численность рабочих и служащих, занятых в промышленности, сократилась от 11 млн. человек в 1940 г. до 7,2 млн. в 1942 г. Основной контингент танкостроителей в 1941-1945 гг. составили «трудармейцы», мобилизованные в порядке трудовой повинности женщины и несовершеннолетние выпускники ремесленных училищ. В своих воспоминаниях Н. А. Соболь начальник цеха УТЗ . пишет: «В начале января 1942 года на завод начали прибывать рабочие-трудармейцы. Это были немолодые люди, «ограниченно годные» к несению строевой службы, в значительном большинстве - колхозники и служащие из республик Средней Азии и Российской Федерации. Полеводы, пасечники, конюхи, весовщики, сторожа, счетоводы, бухгалтеры, они не имели понятия о крупном машиностроительном заводе и его производстве». На 1 января 1946 г., 68,5% рабочих Уральского танкового завода имели стаж работы менее 5 лет, т. е. впервые пришли на завод уже во время войны. Количество женщин на заводе было 30%. Несовершеннолетние подростки составляли 13,6% от рабочих . На это были стальные люди , которых сейчас почти не выделывают. А.Буров , танкист, вспоминает: ««На сборке работали специалисты высокого класса. Были там пацаны по тринадцать-четырнадцать лет. Представляешь, громадный цех, справа и слева идет сборка танков. А по центру со скоростью километров тридцать несется танк, за рычагами которого сидит такой пацан. Да его просто не видно. У танка ширина примерно три метра, а ширина ворот - три двадцать. Танк проскакивает на этой скорости в ворота, влетает на платформу и застывает как вкопанный. Класс!».

-7

Но, все таки СССР значительно отставал и в производственных мощностях, и в квалификации своих работников, но при этом выпускал бронетехники больше, чем германская промышленность. Как же это получилось? Я думаю что здесь сыграл фактор большей мобилизации советской промышленности и морально-волевые качества советского руководства и народа. А как считаете Вы?

-8