Чем отличается пост от диеты.
Фраза в заголовке - из творений Святого Иоанна Златоуста: “Какая польза с того, что мы воздерживаемся от птиц и рыб, когда друг друга угрызаем и съедаем? Угрызает же и съедает плоть ближнего всякий клеветник и поноситель” (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).
Что имел в виду Иоанн Златоуст? Прежде всего он предостерегал от осуждения. Грех осуждения настолько разнообразен, и так часто встречается, и так трудно его в себе побороть, что заслуживает отдельного разговора.
А соблюдающему пост человеку, особенно новичку, часто бывает нелегко удержаться - все ему кажется, что кругом одни грешники. Один пост не так соблюдает, у второго характер мерзкий, третий вообще жене изменяет. Как тут не реагировать. И ум возмущается, а потом и язык распоясывается.
Святые отцы предостерегают, что именно в пост важно не допускать возникновения этого греха. Не злословить, не ругать кого-то, не слушать и не передавать сплетен и клеветы - все это будет осуждением.
Если суметь от этого воздержаться, тогда это будет действительно пост - время собственного покаяния и строгого самоконтроля. Не только в еде и питье, но и в повседневном поведении.
И получается, что это гораздо трудней, чем не есть мяса.
Святой Иоанн Златоуст в той же 11 Беседе на 1 Послание к коринфянам много говорит об этом:
“Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела.
Пусть постятся глаза — зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия.
Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего.
Не только поносить ближнего, но и других поносящих его слушать не должно.
Хотя бы мы пепел ели, но и такое строгое житие никакой пользы нам не принесет, если мы не воздержимся от поношения, ибо не входящее в уста сквернит человека, но исходящее из уст.
Клеветник и поноситель часто печалится, боится, раскаивается, и сам свой язык угрызает, опасаясь, чтобы когда-то объявленное другим слово не нанесло ему великой беды; а воздерживающийся от клеветы в великом спокойствии и веселье всегда живет”.