Часто в комментариях к своим статьям сталкиваюсь с суждением о том, что эти проекты финансируются из наших с вами карманов и никогда не окупятся. Кто-то называет сроки по 30-50 лет. Кто-то говорит, что все эти трубы вообще создавались только что-бы пополнить карманы олигархов.
Предлагаю попробовать разобраться в этом непростом вопросе так сказать на яблоках или на пальцах.
Давайте начнем с того, что группа геологов обнаружила крупные запасы газа вот здесь:
скажем так - недалеко от озера Байкал ...
Ну нашли и нашли, молодцы. Что делать то с этим Газом? Он там на глубине в холоде ... В принципе его можно добыть, но что дальше?
А недалеко Китай ... там промышленная революция, энергоресурсы требуются, уголь коптит ...
В общем в одном месте и одном государстве есть энергоресурс. А в другом месте и государстве есть потребность в энергоресурсах. Ну ведь напрашивается же гениальная мысль ...
Ключевой вопрос - как его переместить из пункта А в пункт Б? Точно! Труба! А где ее взять? Точно! Построить!
Сейчас очень важно не валить все в одну кучу, а четко разделить - Добывающую компанию, Потребляющую компанию и Транспортирующую компанию чисто для удобства. Чуть позже станет понятно почему.
Так вот транспортирующая компания (их называют Газотранспортный оператор) заключает соглашение между добывающей и потребляющей на много много лет вперед. Находит источник средств (инвестиции) и строит трубу из пункта А в пункт Б. Очень важно понимать, что инвестиции просто так не валяются, а берутся под определенный процент годовых или иные выгодные для инвестора условия.
Ресурсов месторождения должно хватить лет на 50 ... срок жизни трубы ... если нормально ее обслуживать по большей части бесконечный., лет на 50 должно хватить.
И теперь самое главное... Главная задача этой трубы формировать непрерывный денежный поток ... нет нет, не движение газа в этой самой трубе (это само собой разумеется), а постоянную оплату за транспортировку по ней газа. То есть труба строится 1! раз., а денежный поток с нее планируется в течение 50-ти лет ежемесячно! Естественно часть денег с этого потока будет течь в карман инвесторов, которые изначально выделяли деньги на ее строительство. Очень важно понимать, что инвесторам деньги лежащие на счетах, или в чемоданах не нужны, им нужно эти деньги вкладывать куда-то, что-бы они формировали стабильный денежный поток с процентами.
Это как один пример с автомойкой. Построил предприниматель автомойку, а его и спрашивают - какой у нее срок окупаемости? Он и говорит - да она уже окупилась. Я ее построил, она приносит ежемесячный доход и при необходимости я могу ее продать и вернуть вложенное. Все! Автомойка окупилась в момент запуска и в момент начала движения денежного потока. Так же и с трубой.
Плюс есть еще два немаловажных нюанса:
1. При строительстве такого мегапроекта, как Сила Сибири создается огромное количество рабочих мест на предприятиях, обеспечивающих эту самую силу всеми комплектующими и расходными материалами - начиная с бетона, заканчивая турбинами компрессорных станций. Все эти инвестиции в сотни и тысячи миллионов людей растекаются по стране в форме зарплат простых людей и прибыли предприятий.
2. Когда построен магистральный трубопровод у оператора газотранспортной системы (той самой транспортирующей компании) появляется возможность строить ответвления от этого газопровода, что бы обеспечивать газом территории, которые раньше были без газа.
Ну и потом, через 50 лет трубу можно будет демонтировать, порезать на металл и сделать из этого металла что-то другое.
Даже если прикидывать окупаемость чисто математически, то есть взять и разделить сумму всех инвестиций в этот газопровод на стоимость ежегодной прокачки через газопровод на номинальной мощности, то на коленке можно прикинуть следующие значения (все суммы из открытых источников и можно при желании перепроверить). Стоимость проекта оценивается в 1,1 трлн. рублей, Протяженность 2159 км, расчетная пропускная способность 38 млрд.кубометров газа в год. Данные по стоимости прокачки не раскрыты, но для удобства есть замечательная Украинская ГТС, прокачка по которой оценивается в 3$ за тысячу кубометров на 100 км. Перемножим. 3*38млн*21,6 = 2,462млн.долларов = 160 млрд.руб/год. 1,1 трлн/0,16 = 7 лет ... не такой уж и большой срок окупаемости для инфраструктурного проекта даже чисто математически.
Значения конечно взяты приблизительные., и стоимость прокачки по территории РФ должна быть ниже чем через Украинскую ГТС, и на номинальную мощность труба выйдет только несколько лет спустя., и курс бакса лихорадит и приходится перемножать на средние 65 руб/доллар. Но сути это сильно не меняет.
Да и плюс ко всему Добывающая компания и Газотранспортная объединены в одну государственную компанию, что дает еще больший профит.
Что на выходе? На выходе есть источник ресурса, покупатель и теперь еще и труба, которая на ближайшие 50 лет вполне способна обеспечить бюджет России стабильным денежным потоком. Думаю всем нам от этого станет лучше, даже если часть денег все таки разворуют.
Уф, я старался. Надеюсь не зря. Если не зря, то ставь лайк - буду признателен.
А еще я тут решил поэкспериментировать, оказывается существуют формы для поддержки авторов, ни разу ей не пользовался, интересно как это работает: