В былинном эпосе богатырь Святогор считается одним из самых таинственных персонажей. В былинах есть много сюжетных линий связанных с ним, а одна из них это линия, связанная с былинным богатырем Ильей Муромцем.
Святогор в русских былина предстает перед нами как исполинский богатырь очень больших размеров, как великан. Известно, что и в других мифах так же имеется такой же персонаж как исполинский великан, который к конце концов погибает. Так же, обычно великан противопоставляется громовержцу, который также погибает от его руки. Один из примеров поединок Индры с Вритрой. В мифах так же подчеркивается исполинский размер Вритры. Во время битвы Вритра зевнул и проглотил Индру. Это напоминает эпизод из былины, когда Святогор взяв за «золотые кудри» Илью Муромца положил его в карман. Но такая ноша оказалось коню Святогора не под силу, и пришлось Илью Муромца освобождать. Так же был освобожден из чрева Вритры и Индра. В конце концов Индре удается победить, убить Вритру в жестоком поединке, расчленить его и из его частей создать мир. Похожий сюжет это поединок вавилонского Мардука с Тиамат и греческого Зевса с Тифоном. Греческий Тифон, как Святогор имел гигантские размера, а так же как Святогору ему удалось на время победить и пленить громовержца. Но в конце концов бог Зевс победить Тифона, низвергну его в Тартар, завалив его тушу огромной скалой Этной на Сицилии. Это как раз напоминает помещение Святогора в каменный гроб. Любопытно, что это происходило возле горы Елеонской на Араратских горах. Но убийство греческого Тифона слабо связано с обрядом возникновения и обустройства мира, а вот убийство индийского Вритру и вавилонской Тиамат связано непосредственно. Отголоски связи Святогора с обрядом обустройства мира можно найти так же в былинах. Где Святогор хвастается, тем, что если на Небе и Земле были кольца, то взяв их в руки, Святогор мог соединить Небо и Землю. Но потом он встречается с Микулой Селяниновичом, который предлагает ему поднять сумочку с тягой земной.
В скандинавской мифологии также связывают смерть великана с созданием мира, это всем известный миф об великане Имире, из тела которого создали мир. В индийской мифологии перворожденным богом из золотого яйца считается бог Брахма. Хотя в мифах, непосредственного расчленения Брахмы нет, но есть его предположение. Бог Брахма создает мир, а его части тела рождают богов, мудрецов и элементы природы.
Убийство великана или Змия гигантского размера была для героя большим грехом. Не исключение и погребение Святогора Ильей Муромцем. Хотя по сюжету вины Ильи Муромца в этом нет, Святогор сам по своей воле полез в гроб и сам просит накрыть его крышкой гроба. Святогор стал задыхаться в этом гробу и стал просить Илью Муромца вызволить из этого гроба, разрубить его саблей. Но у Ильи ни чего не получается, но это действие не смотря на некоторую нелепость напоминает ритуал разрубания на части, расчленения.. Здесь можно вспомнить миф об Осирисе и Сете, в котором Сет поместил Осириса в гроб-саркафаг и потом разрубил тело Осриса на части, расчленил его. Видя безуспешность попыток Ильи освободить его из гроба, Святогор попросил привести прощение от своего отца Романа, старичка древнего и тёмного, живущего на горе Палавонской, по другой версии в городе Чернигове. Но отец не сразу дает Прощение Илье, и даже в начале обвиняет его в смерти своего сына Святогора, но потом одумывается и соглашается дать. После того как Илья привозит Прощение от отца, Святогор умирает. Любопытно и то, что это действие напоминает христианский обряд отпущение грехов перед смертью. В этом и есть, скорее всего, смысл Прощенного воскресенье на масленицы, за чувство вины за смерть великана, из тела которого был создан Мир.
Все это позволяет сделать вывод, что русские былины про Святогора это есть вариация древних мифов о создании Мира из тела Великана, в данном случае из тела Святогора. В дальнейшем этот миф перерабатывался, изменялся, но в основном этот миф оставался привязан к дню весеннего равноденствия по солнечному календарю и к празднику масленицы по лунному.