Привет всем меломанам канала! Сегодня у нас достаточно важный выпуск (но не настолько важный как следующий!). И не только потому, что это поверхностный обзор лучших метал-альбомов 2019 года, но и потому, что этот канал стартовал именно с четырёх выпусков о лучших метал-альбомах 2018 года. Так что круг замкнулся, в каком-то смысле. На этот раз я дробить выпуск на 4 части не буду, всё лучшие альбомы будут тут. Лучшие субъективно, конечно же, на мой вкус :) В выпуске 14 альбомов 14 разных групп (ну... почти, оставлю небольшую интригу). Никакого особого смысла в их количестве нет, просто мне показалось, что именно столько групп достойно упоминания в этом году. Порядок строго по алфавиту, без призовых мест.
Blut Aus Nord "Hallucinogen"
Blut Aus Nord сама по себе весьма необычная группа: мало того, что у них имеются некоторые свои фишки по которым их легко отличить от любой другой группы, так у них ещё и абсолютно неиссякаемый запас идей и энергии – группа уже активна более 20 лет, но у них до сих пор регулярно выходит новая музыка, перепробовано не мало разных звучаний (без потери лица), а так же по минимуму с самоповторением. Как много групп в состоянии подобным похвастаться? В этом году французы выпустили чуть ли не самый мелодичный альбом за всю дискографию. В прогрессив блэк их уже ранее заносило, но без элементов прогрессив/психоделик рока, как здесь. Получился, на мой взгляд, не только 1 из лучших метал альбомов года, но и 1 из лучших альбомов группы (но всё же точно не самый лучший, Blut Aus Nord полностью раскрываются в более экстремальных/радикальных релизах). А ещё, на альбоме практически полностью отсутствует экстрим вокал, да и вокал как таковой играет достаточно маленькую роль. Ну и нельзя не отметить, что не смотря на то, что это аж тринадцатый полноформатный альбом группы, это всего лишь второй альбом с живым ударником – обычно они с мёртвым используют драм-машину.
Cattle Decapitation "Death Atlas"
На счет Cattle Decapitation есть одна неприятная вещь: они активно создают впечатление неадекватных, агрессивных веганов. Не могу сказать, что это единственное, что мне в них не нравится, но это определённо добавляет. Начиная с немного другой музыки, в этом десятилетии Cattle Decapitation крепко закрепились в нише брутал дэта/дэткора. Не знаю, что повлияло на этих ребят, быть может кто на лейбле дал им заценить другую подписанную группу, Anaal Nathrakh, а быть может популярность таких групп как Behemoth и Belphegor натолкнула на определённые мысли, но добавив совсем чуток злобности и мрачности к своему звучанию, Death Atlas звучит куда лучше других записей группы, что мне попадались. Как не трудно догадаться, я не особо фанат Cattle Decapitation, но в этом году было мало чего годного в дэт метале, так что Cattle Decapitation пробили себе место в топе без какой либо внятной конкуренции. Так что на безрыбье и веганы – мясо ;D
Ceremony Of Silence "Oútis"
Как много вы знаете о метал сцене Словакии? Уверен, абсолютное большинство из вас не знает ни одной группы. Это не отменяет того, что они существуют и, более того, в этом году вышел дебютный альбом Oútis новой группы Ceremony Of Silence. Первое, что бросается в уши – высокий уровень профессионализма (потом узнал, что хотя группа новая, сами музыканты уже с опытом), да и по композиторской части альбом тоже не отстаёт от своих коллег по цеху. Звук, конечно, слегка сыроватый и полностью обезжирен, но абсолютно наверняка оно так и задумывалось изначально. Что же они играют? Однозначно трудно ответить. Можно было бы не церемониться и сказать, что это блэк/дэт, но это не отражало бы суть. А суть в том, Ceremony Of Silence ровняются на звучание, которое не является частью какого либо конкретного жанра: Gorguts, Portal, Ulcerate, Mitochondrion и ряд других менее известных групп, которых относят к разным жанрам, но все несут подобное настроение.
Full Of Hell "Weeping Choir"
Писать про грайндкор – занятие неблагородное, много не скажешь. Хотя с американцами Full Of Hell ещё попроще: у них намешано не мало чего от других жанров, включая различного рода дэт метал, а так же нойз-электронику. Я начал слушать Full Of Hell с прошлого альбома Trumpeting Ecstasy и скажу, за это время они практически не изменились, Weeping Choir очень похож, разве что сама структура альбома отличается. Так или иначе, уровень интенсивности музыки Full Of Hell намного выше среднего, а в плане мрачности в около-гринде у них даже не существует конкурентов, ибо понятия гринда и мрачность обычно вообще не пересекаются. Показательно, что у Full Of Hell даже имеются клипы, что для грайндкорных групп вообще сверх редкость и показатель небывалого успеха, в каком-то смысле. Кстати, особо удачливой группу в 2019 году точно не назовёшь – этой зимой они должны были отправиться в тур с рядом очень именитых групп (включая Cattle Decapitation из этого списка), но... у них угнали турный мини-автобус, в котором так же были все инструменты и концертная аппаратура. Остаётся только посочувствовать ребятам.
Infected Rain "Endorphin"
Ну что, может кого удивить Словакией и вышло, но что вы скажете о метале из Молдавии? Причем, не какая-то дремучая экстремальщина, а металкор/ню-метал... и ещё с женским вокалом. Начиная с самых низов, популярность Infected Rain растёт на глазах, их уже даже андерграундом как-то нельзя назвать. Со своим четвёртым полноформатным альбомом Infected Rain начали сходить на более лиричную, менее динамичную подачу, но всё ещё классно зажигают и просто играют крутую музыку. Не могу не упомянуть Лену, вокалистку группы: крайне талантливая и весьма экстраординарная личность, а так хорошо говорит на многих языках, включая русский. Правда сама она, в отличии от остальных членов группы, уже давно живёт не в Молдавии, а в США.
Kaleikr "Heart Of Lead"
Всегда приятно говорить о новых талантливых группах, даже если они и не совсем новые. Исландцы Kaleikr в 2019 году выпустили свой дебютный альбом Heart Of Lead, но совсем уж новичками их не назвать: на самом деле, это Draugsól, которые после своего дебютника в '17 решили распасться... чтобы в том же составе играть другую музыку. Хотя молодые музыканты часто меняют звучание и переобуваются на ходу, эти решили всё же сменить вывеску. И так, в Исландии стало на одну блэк метал группу меньше, но зато появилась прогрессив дэт метал группа, возможно даже став первыми представителями поджанра в своей стране. Материал у Kaleikr может не обладает сильно цепляющим эффектом с первого прослушивания, но музло у них весьма и весьма круто. Хотя блэк от Draugsól мне тоже нравился, но именно в Kaleikr товарищи викинги раскрылись окончательно.
Korn "The Nothing"
Легендарные группы не особо легко объективно оценивать, всё же Korn это не только основатели ню-метала, но и одна из самых популярных групп в истории тяжняка вообще. Сам я никогда от Korn не фанател, но с дискографией знаком (разве что кроме дабстеповского альбома) и скажу, что тринадцатый альбом Korn неожиданно стал лучшим, что они когда либо записывали вообще. Более того, я считаю, что это лучший метал альбом за весь 2019 год. А Cold – отныне моя любимая песня Korn. Как оказалось, триумфальное возвращение и неподдельная мрачность The Nothing имеют под собой весьма конкретные и весомые причины: жена вокалиста Korn, Джонатана Дэвиса, умерла от случайного передоза, оставив его с маленьким ребёнком, больным диабетом.
Krypts "Cadaver Circulation"
Финский дэт и дум/дэт это отдельная музыкальная школа и весьма мрачная вещь. Krypts стали одними из тех, кто начинали с дэт метала, но потом ушли в дум/дэт. Ранее я считал Krypts годной, но среднячковой группой, но в 2019 году, со своим третьим альбомом Cadaver Circulation они подняли планку и стали играть более убедительно. Хотя звучит достаточно монотонно, но песни между собой различимы, а обложка и название альбома передают атмосферу полностью. Альбом фигурирует в многих англоязычных топах дэт метала прошлого года, что меня даже как-то немного удивило, учитывая, что это – андерграунд.
Mayhem "Daemon"
Ещё одни легенды тяжняка: одни из основателей блэк метала, а так же самая скандальная метал группа в истории вообще, что делает комментирование чуть сложнее. Группа норвежская, но сегодня это уже скорее формально, ведь из пяти человек, норвежцы только басист и барабанщик, оба гитариста – британцы, а вокалист – венгр. Вообщем, Mayhem идут в ногу со временем и весьма интернациональный коллектив. А своей новинкой Mayhem порадовали крайне многих, ведь они отошли от более экспериментального звучания в сторону традиционного, как оно было на их дебютнике De Mysteriis Dom Sathanas. Я бы не сказал, что отошли прям полностью, но многим на это плевать, ведь произошло то, на что многие наверное даже и не надеялись. Не смотря на то, что альбом получился определённо хорошим, всё же упрекну их в популизме: создаётся впечатление, что группе понадобился "безопасный альбом". А ещё, клип ниже выдержан в относительно мерзком ключе, так что не говорите, что я не предупреждал.
Mord’A’Stigmata "Dreams of Quiet Places"
Представители уже третьей страны Восточной Европы в этом топе, но на этот раз те, кто создают метал контент регулярно и в больших количествах – поляки. Mord'A'Stigmata играют авангардный блэк. Хотя группа существует с 2004 года и Dreams of Quiet Places это уже их пятый альбом, я впервые о них услышал только с выходом новинки, и другие их релизы пока не заценил. Dreams of Quiet Places вряд ли может удивить чем-то сильно новым: польский блэк, экспериментальная часть тоже не звучит сильно ново. Точнее говоря, если оценивать музыку на альбоме по отдельным компонентам, то ничего нового в ней нет, но то, как оно собрано вместе, звучит свежо. Альбом состоит из семи треков, каждый из которых имеет относительно мало чего общего с остальными треками, а одноимённая альбому вещь – так вообще чистая электроника. Тем не менее, не смотря на контрастность материала, Dreams of Quiet Places звучит цельно, как поэтапное развитие внутри одной большой песни.
Sinmara "Hvísl Stjarnanna"
Блэк метал сцену Исландии я уже комментировал в топе 2018 года, когда Svartidauði выпустили свой второй альбом Revelations Of The Red Sword, так что повторяться не буду. Но вот про Svartidauði я вспомнил не случайно: у них с Sinmara частично пересекается состав, да и группы идейно близкие, вроде бы. Вообщем, те резкие изменения, которые коснулись Svartidauði, теперь коснулись и Sinmara, но в менее выраженной степени. Не уверен насколько эта аналогия понятна, но если Svartidauði сделали скачок от 1.0 до 2.0, но у Sinmara радикальность изменений будет от 1.0 до 1.5, т.е. они пускай и далеко отошли от звучания дебютника, но далеко не так далеко как их ближайшие коллеги по цеху. А так, Hvísl Stjarnanna местами суховат (особенно первая треть альбома), но всё равно сильная вещь и, среди блэка, мой фаворит 2019 года.
Soilwork "Verkligheten" и "Underworld (EP)"
Хотя шведы Soilwork не были среди основателей мелодичного дэт метала, они стали одними из основателей модерна (модернового мдм'а) в начале нулевых. И сегодня, когда популярность модерна уже давно сошла на нет, Soilwork вновь одни из немногих кто продвигают и развивают жанр дальше. Без преувеличений, новый альбом Verkligheten вышел суперским. Чуть позже выходил второй релиз на 2019 год, это мини-альбом Underworld, с тремя не вошедшими песнями в полноформат, а так же альтернативной версией одной альбомной песни, без гостевого вокалиста (хотя понять, где именно поёт этот гостевой вокалист на альбомной версии у меня вышло совсем не сразу). На Underworld звук слегка похуже чем на Verkligheten, но это всё равно годный материал, а не сборник слабых би-сайдов. В японском издании песни из Underworld включены в треклист Verkligheten.
Отходя от темы, невозможно не заметить, что музыканты-металисты обожают Японию, жителям страны восходящего солнца традиционно достаются свои собственные особые издания. Но на самом деле музыканты тут абсолютно не при чем и никакой особой любви к Японии не существует :) Бесконечные японские издания обусловлены исключительно финансовыми причинами: печать дисков в Японии стоит дорого, их цены в магазинах – соответственно тоже. Японским покупателям выгоднее покупать заграничные диски, напечатанные за бугром. Поэтому, чтобы хоть как-то стимулировать японцев на покупку местных печатей, издатели идут на различного рода уловки – бонус треки, альтернативные обложки, переводы лирики и т.д. Так что что там происходит в японских изданиях, музыканты скорее всего не в состоянии контролировать.
Tyrant Of Death "Superior Firepower"
Говоря об индастриале в тяжнеке 2019 года, можно вспомнить знаменитую сцену из Матрицы и Морфиусом: возьми синюю пилюлю и продолжай дальше обсуждать, что новый Rammstein это вещь / гавно, или же возьми красную и послушай что более достойное из андерграунда. Как, например, эта и следующая группа из данного топа. Tyrant Of Death это проект одного канадца по имени Alex Rise. Сравнить с предыдущими релизами я не могу, но могу точно сказать, что у Superior Firepower точно есть свои отличительные фишки. Во-первых, помимо индастриал метала здесь так же имеется джент и даже немного математики в духе Мешугги, что сходу делает музыку тяжелее любого рядового индастриал метала. Во-вторых, вокала на альбоме нет, но он не инструментален – вместо вокала используются нарезки монологов/диалогов из разных научно-фантастических фильмов (про 1 из них я даже писал на этом канале – Аннигиляция). В целом, альбом не шедевр и заметно, что это всё делает 1 человек, но звучит всё равно годно, а местами даже офигенно.
Yerûšelem "The Sublime"
Символично и иронично, но мой топ 2019 года закрывают те же люди, что и открывают – Blut Aus Nord. Yerûšelem это их новый проект, в котором они решили оставить блэк полностью за бортом, и играть что-то типа помеси индастриала с пост-панком. И если кто думает, что я включил Yerûšelem в топ только потому, что мне нравятся Blut Aus Nord, то нифига подобного – The Sublime крайне хорош как самостоятельная единица, без оглядок на кого либо. Но если уж говорить об оглядках на других, по индастриальной части французы ровнялись на олдскул – Godflesh и Pitchshifter. Ну и как я говорил ещё в начале статьи, у этих людей просто бездонный запас вдохновения: в 2019 году они не только выпустили 2 альбома, но и уже начали писать материал для второго альбома Yerûšelem! Несгибаемые черти какие-то. Вообщем, The Sublime – крайне удачный альбом, но имеется у него и 1 недостаток – магия альбома работает только при прослушивании целиком, для прослушивания отдельных тем он уже не настолько хорош.
Утешительное упоминание...
Изначально я не хотел ничего подобного делать, топ только для победителей, так сказать. Потом думал сделать отдельный выпуск про достойные упоминания, но всё же "не те" новинки, которые или из-за качества материала или даже из-за формата не попадали в топ, но эта идея мне быстро разонравилась, и я решил сделать утешительные упоминания... но эта идея мне тоже быстро разонравилась. Поэтому я решил сузить до одного единственного упоминания, только одной единственной группы... и ей стали Corpsessed. Corpsessed это андеграундная дэт метал группа, достаточно типичный представитель как финской школы дэта, так и идеи мрачного дэт метала, которая набрала популярность среди ценителей андерграунда в уходящем десятилетии. Вообщем, Corpsessed не попали в топ скорее из соображений о формате, чем из-за качества музыки. Дело в том, что нового альбома у Corpsessed не выходило, вместо этого они заново, с нуля, свели дебютный альбом 2014 года Abysmal Thresholds. Для малоизвестной группы, у которой всего 2 альбома, это может показаться странным решением, но оно того действительно стоило – звучит намного лучше. Помимо радикально обновлённого звука, альбому сменили название на Beyond Abysmal Thresholds, поменяли порядок песен, а так же сменили цветовую гамму обложке. К слову, я знаком с группой ещё до выхода их дебютника в '14, когда у них были только мини-альбомы (с Krypts – аналогично).
И как бы всё круто, если бы не одно но: Corpsessed не были бы настоящими типичными представителями мрако-дэта, если бы у них не была практически никакая запоминаемость музыки. Это стало второй причиной почему я их не стал включать в топ.
__________________________________________________________________________________________
Лучшие метал альбомы 2018 года:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4