Грузинский царь, поддерживавший политические связи с Чечено-Ингушетией однажды из многочисленных даров, поднесенных Дзейту и его сыну Шахмарзу, одарил их серебряным кувшином «чаша благодати» – изделие тончайшей ювелирной работы. На одной из сторон чаши есть изображение льва и, видимо, поэтому народная молва и создала метафору «лом шур», что переводится как «львиное молоко». Старейшины тейпа (рода) по обряду перед важными событиями, передавая «чашу» по кругу, пили из нее молоко, от которого исходила благодать. Кувшин в течение веков исчез: по одним источникам его обменяли на кровника, по другим – продали. О точном местонахождении чаши ходят легенды, но уверенность в том, что она существует и продолжает служить - есть. Поговаривают, что из этой чаши могли пить, ставшие, впоследствии, великие люди.
И даже «простых» гостей потчевали из этой чаши, выражая тем самым самые благие намерения. Как известно: гость в доме – дар Аллаха! Так или иначе, желание, хотя бы метафорично прикоснуться к «Благодатной чаше» Кавказа и сделать глоток «Львиного молока» присутствует в каждой русском, воспитанном на литературной вдохновляющей Кавказа. Чтобы постичь в полной мере творчество Великих русских писателей и поэтов.
Постичь менталитет чеченцев и ингушей: «ступеньки» восхождения. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский: в своё время получили творческое откровение на Северном Кавказе, т.е. метафорично испили из «Чаши благодати» «Львиного молока».
Чаша попадает в гостеприимные руки принимающей стороны Северного Кавказа. Её предлагают, не отходя от обычаев края - испить до дна.
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек как грань алмаза
Снегами вечными сиял,
…
И дик, и чуден был вокруг
Весь божий мир: — но гордый дух. (Лермонтов)
Путешествуя по Северному Кавказу, я погружался в культуру горских народов – наполнялся впечатлениями, и каждый раз, целуя гладь горного ручья, представлял, что пью из той самой чаши "Львиного молока".
Кувшин в течение веков исчез: по одним источникам его обменяли на кровника, по другим – продали.
Более 200 лет назад, когда первые представители рода Бековых Бек, Гели, Темарк и др. покинули Таргим и поселились в с. Кантышево, чашу Шахмарза оставили в горах у членов тейпа. Там она передавалась от одного поколения к другому. Последним из Таргима выехал Беков Долтмарз в с. Галашки. С тех пор она хранилась в его семье. В годы депортации чашу удалось вывезти в Казахстан и сохранить.
Подарок грузинского царя имел важное практическое значение. Старейшины тейпа (рода) по языческому обряду перед важными событиями, передавая «чашу» по кругу, пили из нее молоко, от которых якобы исходила благодать»
На одной из сторон чаши есть изображение льва и, видимо, поэтому народная молва и создала метафору «лом шур», что переводится как «львиное молоко». Есть и другая версия данной метафоры: «Шахмарза даттув кадачар «лом шур» мин Бека-наькъан»
По слухам на данный момент чаша находится в семье Бекова Хамзата ныне живущего в Москве.