Советский конструктивизм, когда знания о нём проникли за пределы СССР, сразу вызвал в мире всеобщее восхищение и признание. На его основе появились такие стили, как минимализм, неомодернизм и hi-tech, которые актуальны и популярны в современных интерьерах и архитектурных проектах. Но предлагаю посмотреть, как живёт подлинный конструктивизм у себя на родине на сегодняшний день, на примере самых известных зданий.
Дом-коммуна в Москве на улице Орджоникидзе. Дом был построен по проекту советского архитектора-конструктивиста Ивана Николаева в 1929–1930 гг. Здание строилось как студенческое общежитие Текстильного института, где студенты должны были есть, спать, заниматься и отдыхать, оставаясь на территории общежития. В доме располагалось 1008 спальных кабин 2,3 на 2,7 м, где разрешалось только спать и только с наступлением ночи. После утреннего пробуждения, студенты в пижамах отправлялись на физзарядку, далее — в санитарный блок с туалетом и душем, там же они переодевались. Основная часть дня проходила в общественном блоке, где были общая комната для занятий, библиотека, чертежная, столовая и студия. В конце 1960-х интерьеры дома-коммуны были частично перестроены и отданы под студенческое общежитие Института стали и сплавов.
В 1990-е здание расселили, поскольку оно оказалось в аварийном состоянии, и в 2007 году началась реконструкция, завершившаяся в 2016 году.
Вот ещё один положительный пример использования архитектурного наследия – ДК им.Русакова. Известный всему миру ДК был спроектирован и построен в 1929 году Константином Мельниковым.
Форма здания напоминает большую шестерёнку, где вместо зубцов размещены балконы. В 1996 году здание было арендовано Театром Романа Виктюка, а в 2012 прошёл конкурс на реконструкцию ДК с целью «приспособления здания под творческую деятельность».
За три года здание было полностью отреставрировано и оборудовано для проведения спектаклей: появились новейшие звуковые и световые системы, установлен лифт для инвалидов, созданы гримёрки и холлы для посетителей, а также поменяна система водоснабжения. Фасад здания при реконструкции максимально приблизили к его первоначальному советскому варианту.
Но есть и грустные эпизоды в деле сохранения наследия конструктивизма, например, комбинат газеты «Правда» на севере столицы (Пантелеймон Голосов, 1930-1935 гг.).
Это одно из крупнейших промышленных зданий Европы и классический памятник архитектуры конструктивизма. Ле Корбюзье, когда приезжал в Москву, восхищался зданием комбината и сказал, что хотел бы быть его строителем. В 2006 году здание значительно пострадало от сильного пожара выгорело несколько этажей, огнём было охвачено больше двух тысяч квадратных метров.
С тех пор здание не эксплуатируется, частично снесено и судьба его не решена.
Иногда взгляд со стороны помогает под новым углом взглянуть на то, к чему мы привыкли. Так, в 2006 проходила международная конференция «Heritage at Risk», посвящённая наследию архитектуры авангарда, куда съехались эксперты со всего мира. После анализа состояния архитектурных памятников конструктивизма, была подписана резолюция президенту Путину В.В. от величайших имен архитектуры и науки о том, что памятники авангарда нужно срочно спасать. Прошло уже 14 лет, но резолюция по-прежнему остаётся актуальной.