Председатель был уважаемым и крутым (смелым) мужиком. Приехал от куда-то с северных регионов, поднимать колхоз по партийной путёвке. Таких боятся и уважают, потому что они и наказывают жёстко и если что, всегда заметят, когда человек попахал сверх нормы и получил положительный результат, всегда отметят, даже без обещаний. Вроде всё просто, а в жизни редко встретишь такого руководителя. Обычно - поорать, вплоть до оскорблений, а если благодаря работнику случился прорыв вперёд, то это, вроде как, входит в его должностные обязанности.
А что значит быть смелым руководителем?А это значит принимать решение и не боятся нести за него ответственность!
До того затёрли эту фразу формализмом, что не сразу понимаешь её смысл. А значит это, что в нарушение инструкций, правил и устоев, ради получения результата, принять решение и действовать, понимая, что если не получишь этого результата, то всякие трусы в шляпах и в креслах с высокими спинками, разберут тебя на запчасти! Но, что удивительно, если результат превзойдёт ожидания, то ты можешь оказаться ни при чём, а это всё они, молодцы, сделали! И хорошо, если в списке поощеряемых, ты будешь двадцатым!
По началу Николая, как наивного ребёнка, это возмущало и даже обижало!
Он ночь не спал, организовал круглосуточный вывоз с железной дороги удобрений, мотался из колхоза до железнодорожной станции несколько раз, согласовывая действия, автобусами возил рабочих, ночной обед доставил на станцию грузчикам, всё ради того, чтобы колхоз меньше заплатил за простой вагонов, а оказывается это всё сделал главный инженер! А вот самосвал лёг на бок при разгрузки влажного силоса, это виноват завгар!
Но с опытом стал понимать, что это не так. Кто-то же заставил ночью поварих в колхозной столовой горячий обед ночью готовить, организовал ночную работу заправки топливом, поднял грузчиков после рабочего дня на работу в ночь. Кладовщики, весовщики, рабочие на транспортёрах — это же чьи-то подчинённые и кто-то с ними поработал, обежал их по домам, уговаривая каждого. Просто так устроен человек, что ему кажется, что только он, всегда, вносит весомый вклад в дело.
И всё- таки на планёрке, почти каждое утро, Николай получал пи...лей, по другому не скажешь. Настораживала частота этого процесса. Стараешься, стараешься, уже столько новшеств ввёл для более ритмичной и надежной работы транспорта, а всё не ладно!
1 — заставил водителей заблаговременно записываться на ремонт или предупреждать, если завтра по какой-то причине не выйдет на работу. Форс-мажоры, конечно случались, но всё- таки с точностью в 90% он знал сколько машин завтра выйдет на линию.
2- завёл книгу заявок, которая лежала в приёмной и куда начальники цехов и служб записывали заранее заявки на машины. А не то что раньше, прибежит утром агроном в диспетчерскую и вынь да подай ему машину, а то и несколько под вывоз зерна, когда все уже разъехались! И председателем грозится, если не сделаешь!
3 - короче, до фига чего!
Единственно, что не смог организовать постановку авто на техобслуживание по графику, как положено по всем техническим нормативам. Машин всё время не хватало и ТО по графику делать не давали. Делали его или во время ремонта или когда с линии пораньше приезжали. Реже, когда водитель приходил утром, ещё не отойдя от вчерашнего «кумара» (попойка по случаю торжества или без его), и вежливо под локоть, отведя завгара в сторонку, шептал ему, дыша лиственничной серой в ухо (жевачки тогда не было):
- Николай Матвеич, я сегодня не форме, давай ТО сделаю, да и вакуум перебрать надо, педаль проваливается (или ещё чего, в стареньких колхозный машинах всегда было, что подремонтировать).
- Ладно, но только не добавляй, ни какого похмелья, иначе прогул влеплю! - обычно отвечал Николай, - и в боксах уберёшься!
-Святое! - обычно отвечал радостно водитель, пожимая плечами.
Дак, вот про утренние «разносы» на планёрке. Мероприятие, мягко скажем, неприятное, когда тебе при всех руководителях распекают и не дают даже слово в оправдание вставить! Часто вроде вопрос в зоне твоей ответственности, но иногда и вовсе нет, б...ть!
Постепенно начал Николай понимать: « При каждой неудачи, умейте давать сдачи, а иначе вам удачи не видать!» - так говорила его покойная матушка. Мудр наш народ!
Если ты работаешь в службе обеспечения, а инженерные службы, как правило, таковыми являются везде ( гараж, энергетики, служба главного механика — отвечала за воду, отопление и работу всего оборудования в колхозе), то участь быть битым всегда присутствует, всегда есть возможность свалить вину на техобеспечение, ( это не дали, то не наладили, этим не обеспечили), а лавры побед достаются основным службам (животноводам, агрономам, овощеводам).
Как-то так! Это основной закон производства и не только в сельском хозяйстве.
Но надо отдать должное председателю, он, конечно и не за что мог взгреть, но всегда делал это в открытую, в лицо, к тому же по профессии был инженер, поэтому в технической проблематике разбирался, «лапши» ему было сильно не навесить.
- Ты, твою мать, завгар куда глядел! Я, на... (указание к следованию по дороге к «мужской гордости» повышенной длины), долго это наблюдать распиз...во буду! Вот за эту ху...ню объявляю тебе выговор и лишаю премии. Приказ будет сегодня!!! Это понятно?! Николай Матвеевич!
Оправдываться было, обычно, бесполезно и приказы свои он никогда не отменял, сохранял лицо. Досадно было, это ещё слабо сказано, когда дома из мебели стол, оставленный отделочниками, с которого они белили потолки и две табуретки, да широкий топчан, сколоченный тестем из досок оставленных строителями, так сказать, брачное ложе с поролоновым матрацем. И всё- таки это было педагогичнее, честнее и смелее, если хотите!
Тогда человека наказывали с целью воспитания, а ни как сейчас, чтобы вернуть собственнику деньги, затраченные на зарплату. Взять с народа тогда было шибко нечего, жили все ровненько, бедновато. Поэтому сказать прямо в глаза — это правильно! Большинство, корчащих из себя крутых, руководители не могли и сейчас не могут сказать в глаза подчинённому о наказании, а ИСПОДТИШКА наказывают, как бы боясь разборок, или кадровика отправят, или потом приказ на доске объявлений вывесят. После такого, ни чего, кроме злости на начальство не остаётся!
Сидит Николай в диспетчерской, табеля выходов заполняет.
Был у него «кабинет» в гараже, но он его не любил и использовал как хранилище дефицитных запасных частей или когда с кем то поговорить "тет-а- тет" надо было. Был он в дальнем закутке гаража, окно выходило на не солнечную сторону, пустырь, трава на котором разрасталась так, что закрывало низкорасположенное окно , поэтому в нём был всегда полумрак, тишина и прохладно. Если работаешь с документами, то не заметишь, как часика полтора за СНОМ пролетят!
А в диспетчерской всегда кто-нибудь взбодрит. Вот и сейчас затарахтел телефон.
- Гараж?! Завгар? Николай Матвеич, ну что за ху...ня! - услышал он в трубке голос заведующей с фермы, - за час ни одна машина с силосом не разгрузилась, рабочие сидят, трактор соляру жрёт, время тикает, где твои долбоё...ы!
- Щас, разберёмся, Фёкла Иннокентьевна! Не шуми! Уже поехал! - ответил завгар. Завел техничку (ГАЗ-52 с будкой, в которой когда-то было полевое ремонтное оборудование, даже маленький токарный станок, но служба СХМ все демонтировала и утащила к себе) и помчался на поле, понимая если он сейчас проблему не решит, то через час уже будет звонить главный инженер, а потом и председатель.
На поле видит идиллию: стоят в рядок, как по линейки, шесть газонов, перед ними кружком, на расстеленном пологе сидят шофера и режутся в карты! За их спиной уткнувшись передками друг в друга стоят два силосоуборочных комбайна (КСК). Николай взъярился (хотя опыт давать разнос подчинённым у него был не большой и не любил он этого, но тут была вопиющая наглость!)
- Вы что, суки, оборзели?! Другого времени не нашли?! А ну, блять, карты сюда! — вскипел он.
-Т-с-с-с! Тише, тише, начальник! - несколько человек даже вскочили, - где комбайнёры? Как уехали на обед, так до сих пор и нет, два часа прошло.
- Дак чего ни кто не съездит и не доложит?! - уже успокаиваясь спросил Николай, в душе радуясь, что не гаража вина в простое.
- А мы должны порожняком туда-сюда кататься? И где этих заиб...цев, по деревне искать, если они на мотоциклах укатили?
Тут с кромки поля появился шлейф пыли, мчался председательский УАЗ- 469. Уже доложили, понял Николай! УАЗ резко скрипнув тормозами и, обдав всех пылью, до конца не остановился, а из него уже выскочил председатель. Широкоплечий, ростом под метр восемьдесят пять, почти бегом приблизился к толпе водителей. Николай успел шепнуть:
- Карты спрячьте!
Еле сдерживая себя, председатель, с покрасневшим от гнева лицом, разгон разноса решил начать постепенно:
- Чем тут занимаетесь? Отдыхаете от ничего неделанья!
Николай уже поднаторевших в словесный баталиях, решил взрыва не ждать, гасить потом труднее, и, опередив председателя, затараторил:
- Комбайнёров с обеда нет, ждём-с, машины все исправны, к вывозке силоса готовы!
Председатель медленным взором оглядел всех присутствующих. Тяжело дыша, как разъярённый бык, приготовившийся к атаке.
-Пошли, - мрачно выдавил председатель завгару и направился к УАЗику. Стрелка спидометра еле не доползала до сотки по полевой дороге. Председатель гнал прямо к поселковому магазину, у которого стояли несколько мотоциклов.
Николай вспомнил, что вчера выдавали зарплату.
Из машины выскочили почти одновременно, но пока Николай обходил квадратный капот машины, председатель успел зайти в магазин. Завгар еле успел отдёрнуть руку от двери магазина, которую собирался открыть, она с грохотом отворилась от сильного пинка. Его оттолкнула, да так, что Николай чуть не полетел со ступенек крыльца, троица мужиков, в центре которой была крупная фигура председателя колхоза, по бокам он за шиворот тащил двух работяг в спецовках трактористов. У одного из них из кармана вывалилась бутылка водки (зеленоватую этикетку не спутаешь ни с чем) и, упав на бетонную отмостку, со звоном разбилась. Почти бегом они завернули за угол. Завгар, восстановив равновесие, побежал вдогонку, завернул за угол магазина, кусты мешали видеть, что там происходило, но тяжёлые глухие тумаки (удары кулаков по телу) слышались отчётливо. Николай не был особым спецом в драках, хотя, как всякому пацану в детстве и юности, в них приходилось участвовать часто, с переменным успехом. Но что тут делать он не знал, то ли председателя выручать, то ли разнимать свару, спасая комбайнёров. За доли секунды, пока он соображал, двое комбайнёров выскочили из кустов и, чуть не сбив его с ног, помчались, гремя сапогами к своим мотоциклам. Выскочил разгорячённый председатель и в дагонку им кинул чью-то кепку. Успокаиваясь и отдышавшись, ни чего не говоря, он нагнулся и подобрал кепку, отряхнул её от пыли, протянув Николаю. Сказал, спокойно, как будто ничего не было:
- Отдашь этому архаровцу. До поля как-нибудь доберёшься, проследишь, что дело пошло! Некогда мне, - с этими словами УАЗик завелся и круто развернувшись, покатил в сторону конторы.
Николай, ошарашенный всем произошедшим, пошёл в гараж. Было ясно, что об этом ни кому не расскажешь. Но данное действо ни на какаю полку в его голове не укладывалось, да что там говорить - не входило!
Не дойдя до диспетчерской, он увидел, как в сторону силосной ямы пылили два грузовика, под завязку набитые силосной массой, выше наростков по бортам. (Силос - корм скоту на зимний период). Процесс пошёл и быстрее, чем он думал! Третий самосвал он тормознул:
- Саша, как разгрузишься, на обратном пути забери меня, техничку надо отогнать с поля.
Водитель, загадочно, улыбнулся:
- Сделаем! - и уже шёпотом, - А чё было то? Чё Пред им ввалил? Примчались, как оглашенные, один даже мотоцикл не заглушил, в комбайн полез!
- Не видел, Саша, не видел. Давай жми! - ответил Николай.
Три месяца спустя, в колхозном клубе, на подведении итогов уборочной, удивлению Николая не было предела, когда на трибуне Председатель поздравлял, вручал грамоты и жал руки за высокие показатели во время уборочной страды этим комбайнёрам.
Что ни говори — жизнь интересная штука!