SUM 41
“Order In Decline” (Hopeless)
Слушатель всегда консервативен. Неважно, пресловутый «широкий слушатель», или искушённый в своих предпочтениях эксперт, но никто, мягко говоря, не любит, когда стилистика популярного рок-коллектива меняется от альбома к альбому, пусть даже мягко и последовательно. Вполне популярный даже в России канадский состав Sum 41 – одно из немногих исключений из правила. Сумев обрести достаточно случайный успех на ниве коммерческого поп-панка со своим дебютным альбомом 18 лет назад, сейчас они безо всяких репутационных потерь смогли комфортабельно переехать на территорию серьёзного как минимум в текстовом отношении хард-рока. В первый же день своего существования в аудиосфере их седьмой и самый тяжёлый по звучанию альбом “Order In Decline” собрал огромное количество восторженных рецензий по всему миру, и нужно понять, что стоит за этим. Знают ли музыканты волшебные слова (и звуки), или перед нами – нормальная эволюция рок-группы, о каковой в наши дни начали забывать?
На самом деле разговор следует начать вовсе даже не с дифирамбов в адрес “Order In Decline”, хотя альбом действительно неплох. Мир един – и требования публики о том, что творческий прогресс артиста – это не то чтобы плохо, но вредно интереса слушателя к его персоне, не у нас придуманы. Не у нас придуман и тезис о некоей универсальной музыке для слушателя возрастом «от пяти до 75», другое дело, что за пределами России он не смог разрастись ни во что серьёзное из-за позиции хорошо представленной в медиа-сфере профессиональной критики. Да и потом, когда музыкант уже поднялся к вершинам успеха и стал кумиром миллионов, ему в большом мире прощается многое. Вы можете себе представить, чтобы The Beatles в, скажем, 1968 году играли тот же биг-бит и рок-н-роллы, с которых начинали свою карьеру?
Видеоклип к пьесе "45 (A Matter Of Time)"
А ведь Sum 41 стали кумирами миллионов (немногих, но миллионов) очень быстро. Их полноразмерный дебют, альбом с самодовольным названием “All Killer No Filler” (2001) за полтора года разошёлся почти двухмиллионным тиражом на родине музыкантов и в соседних США. Для настоящей рок-группы с настоящими гитарами тираж по тем мутноватым временам весьма внушительный, тем более для первой серьёзной работы. Плюс время бума американского поп-панка ещё не закончилось, а у весёлых молодых людей имелся контракт с фирмой-мэйджором Island Records. Возможно, что подобный успех ждал бы в те годы иных коллег-конкурентов – но у них такого контракта просто не было. Да и сами музыканты прекрасно понимали, что до оригинальности им далеко – в своих немалочисленных интервью лидер группы, певец и мультиинструменталист Дерек Уибли так и рассыпался в восторгах в адрес неполиткорректных калифорнийских весельчаков NoFX, постоянно напоминая о том, что «без них не было бы нас». В России же Sum 41 стал одним из больших имён 2001 года за счёт ротации на влиятельном тогда телеканале MTV Russia и обилии неглубоких, но громких материалов в тинэйджерской прессе. В определенном смысле “All Killer No Filler” тянул на звание какой-никакой, но сенсации года в мировом масштабе, хотя, повторимся, ничего революционного в нём расслышать было невозможно. Хорошо исполненная коммерческая работа, но не более того.
Видеоклип к пьесе "Never There"
Подобный скромный комплимент может быть отнесён и к “Order In Decline”. Понятно, что и музыкальная эпоха на дворе иная, и музыкантам далеко не 20 с небольшим – тем не менее, не удивиться витальности нового альбома невозможно. Никаких Америк новинка, естественно, не открывает, но зато очень хорошо вписывается в фарватер заокеанского коммерческого хард-рока для широчайшей аудитории. Оцените хотя бы первые два номера безрадостно оформленного альбома, а именно номера “Turnng Away” и “Out For Blood”, студийные клавишные аранжировки в которых напоминают если не о поздних Queen, то уж точно о помпезном творчестве такого популярнейшего артиста, как Мит Лоуф. Вдобавок музыканты, достигнув солидного возраста, впали в обоснованный рок-патриотизм – трек “Heads Will Roll” слушается кавер-версией неизвестного номера из середины 70-х легендарных (и не только в Канаде) буги-тяжеловесов Bachman-Turner Overdrive. Для Sum 41 с их карьерой и вкусами естественно строить материал альбома на незатейливых рок-н-ролльных аранжировках, но никогда ещё группа не звучала так тяжело и энергично, как сейчас. Нельзя сказать, что это огромный скачок – музыканты шли к подобному звуку всю свою историю, и на предыдущем альбоме, “13 Voices” (2016) они вплотную приблизились к нему. Другое дело, что три года назад успех ретро-рока хотя бы в лице Greta Van Fleet был ещё совершенно неочевиден, и делать коммерческую ставку на прямолинейные хард-роковые аранжировки очень не из нашего времени не стал бы делать никто. Как принято выражаться, Sum 41 сумели пройти по тонкой грани между коммерцией и собственными вкусами и устремлениями – да ведь слышно, что песни записывались с ощутимым удовольствием, несмотря на известное студийное причёсывание альбома в целом. Удержаться же на горизонте слушательского интереса при любых передрягах группе на сей раз очень помогут баллада “Never There” (да, это типичный пример того, как обязана звучать коммерческая рок-баллада) и финальный, весьма романтичный трек “Catching Fire”, который по хорошему обречён вечно звучать в FM-эфире всего мира. Однако англоязычный мир ещё и привычно восхищён смелостью музыкантов – тексты альбома повествуют большей частью о внутриполитической ситуации в Северной Америке, а поп-протест хорошо продаётся и сейчас… Словом, Sum 41, формально не меняя в своём творчестве вообще ничего, путём естественной рок-эволюции и своего гигантского сценического опыта спокойно эволюционировали в совершенно взрослый рок-коллектив. Можно только порадоваться за парней – верность традициям рок-н-ролла, в том числе и немузыкальным, хороша всегда и везде.
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •