Мы часто не умеем отказывать людям, а потом жалуемся, что их запросы лишь возрастают и люди по итогу садятся к нам на шею. Изменить это можешь только ты: не пытайся быть удобным вариантом для всех. Следует взять волю в кулак и объяснить людям, что у тебя тоже есть свои цели и дела, что ты устал(-а) и хочешь отдохнуть, а не выполнять за других работу. В этом может помочь одно короткое слово – «нет», но произнести его бывает очень трудно.
Старайся не врать и не придумывать «отмазки» — так ты только себя запутаешь. Просто скажи: «Прости, я сейчас занят(-а)»; «У меня сейчас другие дела». Если человек не понимает – просто какое-то время не реагируйте на его звонки и сообщения – не отвлекайте себя. Если же человек просит помочь лично, после этих же фраз не продолжай дальше развивать диалог — ведь ты занят и тебе пора бежать по делам.
Будь хладнокровнее. Ты не обязан(-а) делиться своими делами и планами. Не стоит переходить на личные темы, рассказывать о проблемах. Как бы обидно это не звучало, единственное, что интересно другим и что они вынесут из вашего диалога – готов(-а) ли ты помочь ему или нет. Если нет, то человек, скорее всего, просто будет искать другого помощника.
Не бойся говорить «я не хочу». Твое желание должно быть главным условием помощи. И если ты не находишь силы, времени, настроения для чужого дела — это нормально. Используй фразы: «Мне не интересно это дело»; «Я не хочу этим заниматься»; «Я не готов(-а) это сделать».
Если ты действительно хочешь помочь человеку, но не можешь в данный момент этого сделать, предложи помочь ему в другое время. Если такой вариант невозможен, то просто дай ему совет или коротко объясни, как бы ты поступил(-а) в его ситуации. Цени свое время!
Внимательно вслушивайся в просьбу, даже переспрашивай, если необходимо — так ты покажешь человеку заинтересованность. Используй фразы: «Спасибо за доверие»; «Спасибо, что обратился именно ко мне». Это сделает твой отказ более вежливым.
P.S. вредный пункт на крайний случай
Если ты видишь, что человек так и хочет о чем-то попросить или намекает на помощь, но пока так и не озвучивает это, действуй на опережение. Сразу переведи разговор в выгодное для тебя русло — расскажи о накопившихся делах и дедлайнах (достаточно просто упомянуть, не вдаваясь в подробности). Скажи, как много тебе следует сделать, и тогда, даже если человек осмелится что-то попросить, твой отказ будет вполне обоснованным.
А что посоветуешь ты? Умеешь отказывать?