Найти тему
Склад Логистика

ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

Функции и задачи складского хозяйства в логистической системе

Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеющее определенную структуру и выполняющее ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.
Учитывая это, склад можно представить как сложную систему. В то же время сам склад является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Основные функции склада:
• преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение эта функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает большой перечень товаров различных производителей;
• складирование и хранение, позволяющие выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, а также осуществлять непрерывное производство и снабжение. Хранение товаров также необходимо в связи с сезонным потреблением некоторых из них;
• консолидация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем контейнер», что увеличивает издержки по доставке таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства;
• предоставление различных услуг: подготовка товаров для продажи; проверка количества и качества товаров; транспортно экспедиционные услуги и др. Оказание клиентам дополнительных услуг обеспечивает высокий уровень обслуживания склада.

Операции, выполняемые на складе

Функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. Комплекс складских операций на различных складах неодинаков. Состав операций, выполняемых на складах предприятий оптовой торговли, представляет последовательность: разгрузка транспорта; приемка товаров; размещение на хранение (укладка в стеллажи, штабели); отборка товаров из мест хранения; комплектование и упаковка; погрузка; внутрискладское перемещение грузов.
Наиболее тесная взаимосвязь склада с остальными участниками логистического процесса имеется при осуществлении операций с входными и выходными материальными потоками, т.е. при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Технология выполнения этих работ зависит от характера груза, типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
Следующая существенная операция — приемка грузов по количеству и качеству. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно- сопроводительных документов.
На складе принятый по количеству и качеству груз перемещают в зону хранения. Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предприятия.
В этом случае на складе необходима отправочная экспедиция, которая накапливает подготовленный к отгрузке товар и обеспечивает его доставку покупателям.

Виды, функции и классификация складов. Логистический процесс на складе

Склады представляют собой один из важнейших элементов логистических систем. Необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов. Склады различаются:
• по размерам — от небольших помещений до складов-гигантов (площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров);
• высоте укладки грузов (существуют склады, в которых специальные устройства способны поднять и уложить груз в ячейку на высоте более 24 м);
• конструкции — закрытые, размещаемые в отдельных помещениях; полузакрытые, имеющие только крышу и неполное количество стен; открытые, представляющие собой специально оборудованные площадки;
• параметрам содержания (хранения), где поддерживается специальный режим температуры и влажности;
• степени механизации складских операций — немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;
• наличию железнодорожных путей или водно-пристанционных или портовых складов;
• широте ассортимента хранимого груза — специализированные, со смешенным или универсальным ассортиментом;
• признаку места — склады на участке движения продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

В логистических процессах склады выполняют следующие функции:
• временное размещение и хранение материальных запасов;
• преобразование материальных потоков;
• обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.

При обслуживании входного потока выполняются работы по разгрузке транспорта, проверке количества и качества прибывшего груза. Обслуживание выходного потока включает погрузку транспорта. Внутренний поток перемещается внутри склада. Различные склады, встречающиеся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, выполняют различные функции.
На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляются складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.
Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.
Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных, выполняют также следующие функции:
• обеспечивают концентрацию товаров, доукомплектовку продукции, ее подборку в нужном ассортименте;
• организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм;
• осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.
Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.
Разнообразие видов складов в логистической системе, выполняемые ими функции и задачи, особенности перерабатываемых грузов и др. требуют их систематизации. Цель классификации складов в логистике состоит в выявлении тех или иных признаков систематизации складского объекта как элемента логистической системы, влияющего на особенности продвижения материального потока. Специалисты классифицируют склады в логистике по основным признакам (табл. 7.1).

Концепция логистики требует комплексного подхода к управлению системой распределительных каналов, через которые осуществляются доставка грузов на склад предприятия, их внутренняя переработка и реализация потребителю.
Логистический процесс — определенная последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом. Логистический процесс на складе можно рассматривать как управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление), и координацию смежных служб, так или иначе обеспечивающих эффективное функционирование склада. Этот логистический процесс не отождествляется с чисто физической грузопереработкой, относящейся к области технологии.
Широта логистического процесса объясняется в первую очередь координацией доставки товаров, управления их запасами и обеспечением продаж. При этом должна соблюдаться упорядоченность во времени всего цикла грузопереработки для удовлетворения
потребностей покупателя необходимым ассортиментом в требуемом количестве, в назначенное время. Основными логистическими принципами применительно к переработке груза на складе следует считать:
• планирование — разделение склада на основные рабочие зоны и определение последовательности прохождения груза через эти зоны;
• рациональность — планирование движения материального потока при сокращении количества операций до минимально необходимой величины и ликвидация возвратных грузопотоков;
• системный подход — разработка прохождения грузов через склад должна быть увязана с особенностями входящих и исходящих потоков с учетом всех их характеристик;
• эффективность использования складских мощностей — хранение груза на складе должно обеспечивать максимальное использование площади склада и его высоты;
• оптимальный уровень технической оснащенности — выбор технической оснащенности должен быть продиктован особенностями самого склада, перерабатываемого груза и экономической целесообразностью;
• универсализация оборудования — применяемое подъемно-транспортное оборудование (ПТО) должно выполнять различные технологические операции, чтобы сократить парк ПТО на складе до минимума и т.д.
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет четко координировать деятельность служб склада, выступая при этом основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Логистический процесс на складе можно разделить:
^ на операции, связанные с функцией логистической координации закупки и сбыта;
^ на операции, связанные с переработкой груза и соответствующим документооборотом.

Координация службы закупки осуществляется в ходе операции по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Функцией логистической координации является оптимальное совмещение интенсивности входящих и выходящих со склада грузопотоков, ориентированных на спрос клиентов, при максимальном использовании складских мощностей и минимальных логистических издержках.

Характеристика и классификация складов промышленных предприятий

Склады промышленных предприятий (здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей) специалистами классифицируются:
• по характеру деятельности;
• назначению — материальные (снабженческие) склады, внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые), сбытовые и др.;
• виду и характеру хранимых материалов — универсальные и специализированные;
• типу здания, конструкции — закрытые, полузакрытые, открытые, специальные (например, бункерные сооружения, резервуары);
• месту расположения и масштабу действия — центральные, участковые, прицеховые и др.;
• степени огнестойкости — несгораемые, трудносгораемые, сгораемые.

К материальным (снабженческим) складам относят склады, через которые предприятия получают сырье, материалы, изделия, заготовки, необходимые для производства. Это склады металла, отливок, комплектующих изделий, центральный материальный склад и др. Особенность этих складов состоит в том, что они не только входят в систему складского хозяйства промышленного предприятия и взаимодействуют с технологией основного производства, но и взаимодействуют с региональными складскими системами. Внутрипроизводственные склады компенсируют неравномерности производственных циклов и ритма производства на различных участках и в цехах предприятия. Особенности этих складов заключаются в сравнительно небольших сроках и запасах хранения; возможности прибытия и отправления продукции с небольшими интервалами по времени и даже непрерывным потоком (например, на конвейере); ритмичности грузопотоков, по сравнению со складами, связанными с работой транспорта, и др.
По виду и характеру хранимых материалов склады могут быть
универсальными (хранить различные материальные средства) и специализированными (хранить один вид продукции — металл, краски, масла и т.д.).
Наиболее эффективная техническая оснащенность, технология и организация работы, конечные технико-экономические показатели работы складов могут быть достигнуты при объединении их в крупные складские комплексы. Это объясняется тем, что при больших грузопотоках и объемах хранения на транспортно-складских работах наиболее приемлемы современные технические средства, что позволяет снизить себестоимость переработки и хранения продукции.
По типу больших систем объекты складского назначения можно классифицировать следующим образом:
^ производство — склад — транспорт (П <=> С <=> Т);
^ транспорт — склад — производство (Т <=> С <=> П);
^ транспорт 1 — склад — транспорт 2 (Т1 <=> С <=> Т2);
^ производство 1 — склад — производство 2 (П1 <=> С <=> П2).
По сочетаниям различных видов транспорта прибытия и отправления продукции возможно более 200 типов складов.

Особенности складских операций на складах оптовой торговли

Перечень услуг, выполняемых различными складами, отличается друг от друга, соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. Комплекс складских услуг, выполняемых на складах оптовой торговли, состоит: из разгрузки транспорта; приемки товаров; внутрискладских перемещений груза; размещения товаров; отборки товаров из мест хранения; комплектования и упаковки товаров; погрузки. Наиболее полно логистический процесс затрагивает погрузочно-разгрузочные работы. Технология их выполнения на складе зависит от характера груза, типа транспортного средства, вида используемых средств механизации. Операцией, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, является приемка грузов по количеству и качеству. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер (порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др.). Не исключены ошибки персонала поставщика (при формировании партий отгруженных товаров), в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава. В процессе приемки необходимо сверить фактические параметры прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток. На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться на стеллажах или в штабелях.

Операция отборки товаров из мест хранения осуществляется двумя основными способами: отборка целого грузового пакета и отборка части пакета без снятия поддона. Эта операция может выполняться с разной степенью механизации (механизированная отборка или отборка с помощью средств малой механизации).
На статических складах отборщик передвигается вдоль ячеек стеллажа в специальном стеллажном подъемнике, отбирая необходимый товар.
На высотных динамических складах стеллажный подъемник автоматически подается в ячейки с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.
Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1 : 5.
Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей — 16—24 м, но может достигать и 40 м, длина — вплоть до 150 м. Если предприятие оптовой торговли самостоятельно осуществляет доставку заказчику товара со склада, то в помещении, отдельном от основного помещения склада, необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям. Завершает технологический процесс на складе операция погрузки.

Особенности складских операций требуют при разработке планировок складских помещений соблюдать следующие требования:
• максимально использовать складские площади и объемы;
• обеспечивать соответствие ширины проходов между технологическим оборудованием техническим характеристикам используемых механизмов;
• иметь центральные проходы, обеспечивающие свободный поворот в них напольно-транспортных средств и встречное их движение;
• располагать участки приемки с той стороны склада, откуда происходит основное поступление товаров, а участки комплектования — с той стороны склада, откуда производится основной отпуск товаров;
• оборудовать рабочие места товароведов-бракеров вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков, а заведующего складом — вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения;
• организовывать движение грузопотоков с таким расчетом, чтобы встречные перевозчики были сведены к минимуму (за исключением складов с совмещенными участками приемки и отпуска грузов);
• учитывать соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Выбор складского помещения

При выборе склада общего пользования проблема решается достаточно просто и сводится к расчету необходимой складской площади. При изменении рынка сбыта условия аренды могут корректироваться в зависимости от меняющихся интересов предприятия.
Однако продвижения на новые рынки сбыта, изменение объемов потребления, развитие новых производств, технологические новации, усиливающаяся конкуренция и ряд других факторов ставят вопрос о расширении складской сети через аренду новых складов и (или) изменения положения за счет покупки в собственность уже действующих складов. Решение должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеют эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации.
Географическое место расположения склада оказывает воздействие на уровень расходов по транспортировке (на склад и со склада), складированию грузов, а значит, на уровень и стоимость логистических услуг, предлагаемых покупателям. Для складов производственной логистики дело упрощается тем, что склады размещены на основных производственных площадях самого предприятия, а поэтому остается решить лишь вопрос размера склада. Гораздо сложнее складывается ситуация для складов снабженческой и распределительной логистики. Основным показателем при выборе склада служит показатель соотношения расходов и доходов.

Расходы на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов).
Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство здания (сооружения), приобретение оборудования, а также затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т.д.).
При увеличении мощности и размеров складов капитальные и удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. Строительство мелких складов дает возможность приблизиться к потребителю и снизить транспортные затраты, что приводит к увеличению расходов на строительство и дальнейшую эксплуатацию таких складов.

При рассмотрении вопроса о размещении складского помещения необходимо учитывать факторы, влияющие на их выбор: близость к рынкам сбыта; наличие конкурентов; близость к рынкам снабжения; уровень жизни населения; наличие трудовых ресурсов; заработная плата; транспортные коммуникации; налоги; финансирование.
При рассмотрении конкретного места расположения следует обратить внимание: на наличие железнодорожного транспорта; существующие транспортные коммуникации; расстояние до объектов снабжения и сбыта; определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу — окраина, пригород и т.д.); стоимость земли; водные коммуникации; разрешение экологической службы города и др.
Предприятию (оптовику) приходится выбирать между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования.
Основой для принятия решения служит полученное значение так называемого грузооборота «безразличия», при котором затраты на хранение запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада.
Величина зависимости затрат на грузопереработку на собственном складе от объема грузооборота определяется на базе расценок за выполнение логистических операций на собственном складе.

Эффективность функционирования складов

Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при решении проблем, с которыми сталкиваются при создании складского хозяйства и рационализации действующих складов. К таким проблемам можно отнести:
• выбор между собственным складом и складом общего пользования;
• выбор места расположения склада;
• определение вида и размера склада;
• разработку системы складирования.
Предприятие должно выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади. Возможно использование и третьего варианта — аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на предприятие.
Склады производственной логистики должны являться собственностью предприятия и располагаться в непосредственной близости от производственного процесса. В снабженческой и распределительной логистике решение проблемы направлено на поиск компромиссов. Возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки, при условии расширения рынка сбыта в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар.
Ключевым фактором, влияющим на выбор склада, является объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором выступает рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.

Чем выше конкуренция при обслуживании покупателей, тем важнее такие факторы, как обеспечение необходимых (и даже специальных) условий хранения продукции и контроля за ее запасами, гибкая политика в оказании предлагаемых клиенту услуг.
Все это достижимо лишь на собственных складах. Располагая складом общего пользования, руководство предприятия может оперативно корректировать стратегию сбыта с целью укрепления своих активных позиций в конкурентной борьбе.
К складам общего пользования следует обращаться при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса.

В снабженческой и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Это приобретает особое значение при работе «поставщик — потребитель» на основе использования системы «точно в срок». Складам общего пользования также отдается предпочтение, когда предприятие внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.
Многие предприятия в начальной стадии своей деятельности из-за отсутствия финансовых возможностей пользуются мощностями складов общего пользования, которые имеют следующие преимущества:
• не требуются частные инвестиции в развитие складского хозяйства;
• сокращаются финансовые риски;
• увеличивается гибкость складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);
• отпадает необходимость в подборе квалифицированных кадров и ответственности по управлению запасами.
Основным моментом оптимизации распределительной системы служит определение необходимого количества складов.

В первую очередь нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором является минимизация суммарных издержек.
Если сделать число складов небольшим (один или два), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими.

Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие пяти-шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой.
Не исключено, что дополнительные затраты могут значительно превысить экономический эффект, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.
Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. При таких условиях расширения распределительной сети целесообразно не строить новые склады, так как для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д., поэтому рациональнее будетлибо приобрести склады, либо снять их в аренду.

На выбор участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, будут влиять:
^ размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентами (возможно, и самих клиентов). Также необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны (к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники);
^ транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы, поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов; планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов, необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходыпо облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы и др.

Выбор между организацией собственного склада и использованием услуг наемного

Логистическая цепь может быть организована с использованием собственных складов или складов общего пользования.
Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу задач «сделать или купить». Методика принятия решения представлена на рис. 7.1. График функции
Z встроится на основании рыночных цен за хранение товаров на наемном складе.

График функции F2 параллелен оси х, так как принимаем, что условно-постоянные затраты (Спост ) не зависят от грузооборота.
Они включают расходы на аренду складского помещения, амортизацию техники, оплату электроэнергии, заработную плату управленческого персонала и специалистов.
Вопрос об использовании собственного склада возникает, если объемы грузооборота выше
Г6 . Решение принимается на основе сопоставления разности затрат по использованию собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного склада.

Методы определения места расположения склада. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания

Задача размещения складов может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск решения, близкого оптимальному. Наукой и практикой для решения задач обоих видов выработаны три метода.
1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования.
Метод достаточно трудоемкий, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов сети.
2. Эвристический метод базируется на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, с исключением из задания непригодных вариантов. Для оставшихся спорных вариантов расчеты выполняются по полной программе. Менее трудоемки субоптимальные или близкие к оптимальным методы. В их основе лежат человеческий опыт и интуиция.
3. Метод определения центра тяжести системы распределения. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к определенным потребителям, т.е. распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям. Для его применения необходимо нанести на карту района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока (например, магазины). Координаты центра тяжести грузовых потоков, т.е. точки, в которых может быть размещен склад, определяются по формулам:

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но находится недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе. Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения.

Для принятия решения об использовании оптимального количества складов в зоне обслуживания необходимо проанализировать зависимость от числа складов:
^ транспортных расходов. Расходы, связанные с доставкой товара на склады, при увеличении их количества возрастают, расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются. Суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают;
^ расходов на содержание запасов. Суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов возрастает. Это происходит из-за увеличения страхового запаса (он необходим на каждом складе), а также из-за того, что потребность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм;
^ расходов, связанных с эксплуатацией складского хозяйства и управлением складской системой. При увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, возрастают, но менее медленными темпами, чем растет число складов. Причина этого заключается в эффекте масштаба и компьютеризации системы управления;
^ потере продаж, вызванных удалением склада от потребителей (в случае небольшого числа складов). При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и подобрать ассортимент.
Следовательно, потери продаж при увеличении числа складов снижаются. На основании приведенных зависимостей минимизируются общие затраты и соответствующее им количество складов.

Основные параметры складских зон

Склад в логистической системе работает на преобразование материальных (грузопотоков), изменяющихся по интенсивности и характеру входящих и выходящих потоков, поэтому основные показатели складских мощностей будут напрямую зависеть от характеристик перерабатываемых грузопотоков и в первую очередь от суточного грузопотока:

где Qсут — среднесуточная грузопереработка (величина среднесуточного грузопотока, т/сут.);
Qп.сут— среднесуточный грузопоток прибытия, т/сут.;
Qо.сут — среднесуточный грузопоток по отправлению, т/сут.;
Qв.сут — среднесуточная внутрискладская грузопереработка, т/сут.

где Qп.год — годовой грузопоток склада по прибытию, т/год;
Тп — число дней работы склада на прием грузов;
Кнер.п — коэффициент неравномерности по приему грузов, равный 1,2+ 1,5.

где Qо.год — годовой грузопоток склада по отправке грузов, т/год;
Кнер.о — коэффициент неравномерности по отправке грузов, равный 1,1 + 1,2.

где Кпер — коэффициент внутрискладских перевалок, учитывающий, сколько законченных операций совершается в технологическом цикле.

Расчет длины погрузочно-разгрузочного фронта и определение площади склада

Исходными данными для установления необходимой протяженности погрузочно-разгрузочного фронта служат показатели годовоггрузооборота склада, грузоподъемности и габаритов транспортных средств, частоты подачи их к складу и числа одновременно подаваемых под разгрузку-погрузку железнодорожных вагонов и автомобилей. Протяженность погрузочно-разгрузочного фронта определяется по формуле

Lфр=n1lтр+(n1-1)l1

где Lфр — длина разгрузочного фронта, м;
lтр —длина транспортного средства, м;
l1 — длина промежутков между транспортными средствами, одновременно поставленными под разгрузочные работы, м (1,0—1,5м—для вагонов; 1 м — для автомобилей, установленных к разгрузочному фронту торцом; 2,8 м — для автомобилей, установленных вдоль разгрузочного фронта), м;
n1 — количество транспортных средств, подаваемых одновременно под разгрузку, ед.

где nтр— число транспортных средств, подаваемых в течение суток на разгрузку;
m — число подач транспортных средств в сутки.

где Q — годовой грузооборот, т;
Kнер.п — коэффициент неравномерности по приему грузов, равный 1,2+1,5;
qгр — грузоподъемность одного транспортного средства;
Т — время работы.
Длина погрузочно-разгрузочного фронта автомобильной платформы может быть рассчитана и по другой формуле:

L=naKнер.пt x 4,5

где na — количество автомашин, поступающих и отправляемых в час;
t — время нахождения автотранспорта под погрузкой или разгрузкой;
4,5 — протяженность фронта платформы для одного автотранспортного средства при его погрузке или разгрузке с торца, м.

Общая площадь склада представляет собой сумму всех участков, выделенных для производства тех или иных работ, и определяется по формуле

Sобщ=Sп+Sэ.пр+Sэ.отн+Sсл+Sд.к+Sз.к+Sвсп

где Sп — полезная площадь (площадь складирования), м2;
Sэ.пр — площадь экспедиции приема (приемочной площадки), м2;
Sэ.отн— площадь экспедиции по отпуску, м2;
Sсл — площадь, занятая служебными помещениями, м2;
Sд.к — площадь дефектной кладовой, м2;
Sз.к — площадь завозной кладовой, м2;
Sвсп — вспомогательная площадь (площадь проходов и проездов, определяемая в соответствии с используемым технологическим и подъемно-транспортным оборудованием, м2.

Укрупненный расчет общей площади склада:

Коэффициент заполнения объема, указывающий, насколько полно использован объем оборудования при хранении продукции, определяют из соотношения

Емкость, или вместимость, товаров на складе может быть выражена в весовых, объемных или других единицах измерения.
Она равнозначна максимальному складскому запасу, занимающему всю возможную для использования площадь и зависит от общей складской площади, соотношения общей площади склада и площади склада, занятой под товар, высоты склада, вида складируемого материала и их объемного веса. На емкость склада существенное влияние оказывают специализация по виду хранимых материалов и метод хранения (в стеллажах или штабелях).

Емкость склада (Е) определяют по формуле

Расчет площадей экспедиций приема и отпуска продукции производится из условия допустимой нагрузки на 1 м2 площади и хранения среднесуточного объема поступившей или отпускаемой продукции. Экспедиции приема и отпуска, как правило, устраивают отдельно ввиду значительных объемов работ:

Площади служебных помещений и вспомогательная площадь склада

В состав служебной площади склада входят площади конторских и бытовых помещений. Они определяются в соответствии со строительными нормами и правилами, рассчитываются в зависимости от количества работающих на складе по нормам площади на одного работающего, например:
• гардеробные должны иметь площадь из расчета 0,72 м2 на одного работающего при однорядном расположении шкафов и 0,6 м2 — при двухрядном;
• количество душевых определяется из расчета: одна кабина на пять работающих в наиболее многочисленной смене, а площадь душевых принимается из расчета 1,9 м2 на одну кабину (с учетом проходов между душевыми);
• умывальные комнаты — один кран на 15 работающих в наиболее многочисленной смене; площадь — 1,2 м2 на один кран;
• туалетные комнаты — из расчета 2,25 м2 на каждую кабину;
• площадь помещения для отдыха — 0,2 м2 на одного работающего в наиболее многолюдной смене, но не менее 18 м2;
• помещения для обогрева рабочих — 0,1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2;
• рабочие комнаты для служащих и конторы кладовщиков — 4 м2 на одного работающего;
• комнаты конструкторских бюро — 6 м2 на чертежный стол;
• кабинеты для руководства базы — 15 % площади рабочих комнат служащих, площадь комнат не менее 9 м2;
• столовые — при числе работающих в наиболее многолюдной смене свыше 250 человек, буфеты с отпуском горячих блюд — при числе работающих менее 250 человек;
• комнаты приема пищи — при числе работающих менее 30 человек; площадь — из расчета 1 м2 на одного посетителя.

Во вспомогательную площадь входят проходы и проезды.
Ее размер зависит от габаритов хранимых на складе материалов и изделий, технологии складских работ, внутренней компоновки складских помещений и оборудования, от размеров подъемно-транспортных средств. Ширину главных проездов (
А) рассчитывают по формулам

А = 2В + ЗС;
А = В + r + С,

где В — ширина транспортного средства, м;
С — ширина зазоров между транспортными средствами, а также между ними и стеллажами, штабелями (около 0,2 м);
r — внутренний радиус поворота транспортного средства, м.

Для осмотра товаров и грузов вдоль периметра склада между стенами и стеллажами, а также между стеллажами и штабелями оборудуют проходы для работников склада (их ширина не менее 0,8 м). Если в проходе ведутся работы по отборке, укладке, строповке грузов, то ширина его увеличивается до 1 м, если перемещается ручная тележка, то проход должен быть не менее 1,2 м.

Общая вспомогательная площадь склада определяется суммой площадей всех проходов и проездов.

Расчет необходимого количества оборудования для хранения и мощности склада

Зная величину запаса на складе и емкость единицы оборудования, можно определить потребное количество стеллажей и другого оборудования для хранения продукции. Поскольку емкость стеллажа складывается из емкостей множества ячеек, то следует вначале рассчитать емкость одной ячейки (Еяч):

Формулой (7.31) пользуются тогда, когда известны усредненные значения j и ß для всех ячеек и хранимых в них материалов.

Для хранения больших объемов жидких грузов применяются вертикальные цилиндрические резервуары емкостью до 20 м3.
Горизонтальные резервуары имеют емкость от 3—5 до 80—100 м3.Полезный объем резервуара с плоским днищем (
Vр) рассчитывают по формуле

Количество тары, находящейся в пути, рассчитывают по формуле

Основным измерителем каждого склада или базы служит товарно-пропускная способность или мощность, под которой понимается способность базы/склада обеспечить экономически обоснованный, максимально возможный оборот за определенный период времени при соблюдении нормативов и технологических процессов, предусмотренных проектом или принятых в период эксплуатации.
Пропускная способность измеряется вденежном выражении, тоннах, кубических метрах и других общепринятых единицах. Например, для металлобаз — это тонна, для лесобаз и лесоскладов — плотный кубический метр, для складов кабельной продукции — погонный метр или тонна.
Мощность, или пропускная способность, отнесенная к определенному промежутку времени, может быть годовой, квартал или месячной.
При определении мощности склада следует исходить из его конструктивных особенностей, условий эксплуатации оборудования и режима работы. Структура показателя вытекает из рационального комплексного взаимодействия экономических, технических и организационных факторов. Таким образом, максимально возможная мощность может быть достигнута при рациональном размещении материалов на складе, обеспечении его подъемно-транспортным и складским оборудованием в соответствии с технологией хранения, а также при определенной производительности труда и сменности работы.
Мощность склада (т/год) может быть определена путем умножения ее емкости (Е) на оборачиваемость материальных ценностей за год (
Коб):

М=ЕКоб

Подставив в это выражение значение емкости склада в тоннах, получим развернутую формулу определения мощности:

М = SδaKоб

Мощность склада в объемных единицах (м3/год) определяется по формуле

М = ShaKоб

при стеллажном хранении по формуле

М = ShakKоб

где S — общая площадь склада, м2;
а — коэффициент использования общей площади склада;
h — высота укладки материалов в стеллажах, штабелях и т.п., м;
k — коэффициент, показывающий возможную степень использования пространства стеллажа.

Определение необходимого количества механизмов для осуществления перегрузочно-транспортных работ

Потребное количество механизмов для склада ( nптм ) определяют по формуле

Производительность механизмов периодического и непрерывного действия определяется по-разному из-за различия в характере работы. Для машин периодического действия характерна цикличность работы и наличие холостого хода, поэтому для таких машин производительность определяют по формуле

где qн — номинальная грузоподъемность механизма (принимают в реальных условиях из технической характеристики по справочнику
или техническому паспорту на механизм), т;
aгр — коэффициент использования механизма по грузоподъемности
aвр — коэффициент использования механизма по времени (для погрузчиков с крановой и безблочной стрелой — 0,75; для погрузчиков с вилами или со сталкивателем — 0,85; для кранов с вилами или крюком — 0,75—0,9);
tц — время, затрачиваемое на выполнение одного полного цикла, мин.
Коэффициент использования подъемно-транспортного механизма по грузоподъемности является одним из важнейших технико экономических показателей, используемых в складском хозяйстве. Он показывает, какова фактическая грузоподъемность механизма по сравнению с номинальной, указываемой в техническом паспорте:

Для кранов мостовых и кранов-штабелеров (стеллажных, мостовых) с ручным управлением время цикла (мин.) рассчитывают:

где Н1 — средняя высота подъема груза, м;
l1 — средняя дальность перемещения груза в цикле, м;
l2 — средний путь тележки (тали, захвата, каретки) крана, м;
n — среднее число оборотов стрелы (колонны) крана, оборот;
V1,V0 — скорости подъема груза и передвижения крана соответственно, м/мин.;
V2 — скорость передвижения тележки (тали, захвата, каретки) крана, м/мин.;
V3 — скорость поворота стрелы (колонны) крана, об/мин.;
t0 — среднее время, затрачиваемое на выполнение вспомогательных операций, мин.
Для кранов-штабелеров стеллажных с автоматическим управлением время цикла (мин.) рассчитывают с учетом совмещения движения вдоль стеллажа с движением по вертикали:

При определении времени цикла величины скоростей передвижения принимают по данным технического паспорта.
Производительность
подъемно-транспортных механизмов непрерывного действия Q (т/ч) определяют по формуле

Qч=3,6q1V

где q1 — средняя интенсивность нагрузки (полезный груз), приходящейся на один погонный метр длины ленты конвейера или другой
загруженной части машины, т/м;
V— скорость движения (например, ленты конвейера), м/с.

При перемещении машиной непрерывного действия сыпучего материала сплошным потоком ее производительность определяют:

Qч=3600fjV

где f— площадь поперечного сечения слоя материала, м2;
j — объемная масса перемещаемого материала, т/м3;
V— скорость перемещения, м/с.

Производительность элеватора, т.е. механизма для перемещения сыпучего груза на определенную высоту и оборудованного для этого ковшами, можно определить по формуле

где q2 — масса перемещаемого груза (например, ящика), кг;
z — расстояние между этими грузовыми единицами, м.

При ручной загрузке машин их производительность определяют по формуле

Qч=nгрqнв

где nгр— количество грузчиков, участвующих в загрузке, человек;
qнв — норма выработки в час на одного грузчика, т/ч.

Общая численность парка механизмов в реальных условиях определяется из расчета того, что некоторая часть механизмов находится в работе, а другая (меньшая) — в ремонте.

Критерии эффективности функционирования склада

К основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:
• грузооборот склада (т):
Г = Т0 / Сср
где
Т0 — товарооборот за период, руб.;
Сср — средняя стоимость I т груза, руб./т;
• себестоимость складской переработки (руб./т груза):
С = Рэ / Г ,
где
Рэ — сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;
Г — грузооборот, т;
• коэффициент использования складской площади:

• оборачиваемость склада:

Количество критериев и их значимость для разных предприятий и организаций могут быть определены с учетом их специфики.

Ценовая политика в складском комплексе

Цель работы склада заключается в увеличении среднего значения двух величин: производительности и прибыли. График смещения равновесия складских сборов и пропускной способности для четырех типов политики цен показан на рис. 7.2.

Выгодность работы склада можно выразить формулой
В = аF + (1 — а )П
где
В — показатель выгодности при 0 ≤ а ≤ 0,1;
F— пропускная способность склада;
П — прибыль склада;
а — коэффициент выгодности.
Если обозначить общую стоимость производства (пропускная способность склада)
F единиц в год через С(F), а заданную кривую спроса K=D(F) , то прибыль (П) склада можно определить как:
П = FD(F)-C(F)
Исходя из уравнений, получим:
В = аF+(1-а)(FD(F)-С(F))
Если продифференцировать уравнение относительно уровня пропускной способности, приравняв его к нулю, получим:

Уравнение не определяет оптимального значения величины F, поскольку неизвестны две функции, но можно просто объяснить,
что означает это уравнение. Отношение
dС(F)/d(F) — это предельная себестоимость (MC) склада, а отношение dFD(F)/d(F) — предельный годовой доход склада (МR), поэтому уравнение означает, что оптимальный вариант достигается при условии:

  • Если a = 0, это означает, что склад заинтересован лишь в максимальном количестве доходов, и уравнение приобретает вид:
    МС = MR (из экономической теории известно, что при МС = МR доход максимален).
    2. Если а = 1 (склад заинтересован лишь в увеличении пропускной способности), то предельная себестоимость будет бесконечной, и склад попытается максимально увеличить свою пропускную способность.

Общая форма кривых себестоимости (предельных MC средней AC), а также кривых спроса DD и предельного годового дохода MR показаны на рис. 7.2. Относительно дохода MR можно сделать следующие выводы.
1. На кривой спроса
DD имеются четыре точки Т, S, F, E. Эти точки служат точками равновесия для четырех типов политики цен, определяющих уровень пропускной способности склада при соответствующем уровне складских сборов. В точке T складские сборы установлены на уровне П1, ден. ед./т, пропускная способность будет равна F1, т/год. В этом варианте складские сборы П1, следует рассматривать с осторожностью, так как они ведут к монополизации прибыли.
2. Если кривая
АС расположена выше кривой спроса DD на всем уровне пропускной способности, то склад будет терпеть убытки независимо от вида тарифной политики. Кривые расположены таким образом, что точки их пересечения образуют прямоугольники, площадь которых составляет прибыль:
AVTП1, >BWSП2 >CGFП3
3. Линия П4 не образует часть прямоугольника, так как в этом случае доходов не получают. Максимальная прибыль предполагается при цене П1и пропускной способности
F1(AVTП1), когда MRпересекается с MC в точке Р. Максимальная производительность предполагает пропускную способность F4 с нулевой прибылью, в этом случае годовой доход будет равен расходам. Необходимо отметить, что чем больше склад уделяет внимание пропускной способности, тем больше оптимальное равновесие передвигается вправо по кривой DD (показано стрелками). Руководство склада должно учитывать и эти варианты, когда производство (пропускная способность) склада растет, а прибыль сокращаетсясокращаетсякогда производство (пропускная способность) склада растет, а прибыль сокращается.