Найти тему

Возрождение первого линейного парусника "Полтава".

Эта заметка о военном паруснике, изготовленном по эскизам самого царя и о памятнике этому кораблю. Читатель будет посвящен в исторические экскурсы об отношениях России и Европы, о причинах, побудивших Петра на создание российского военного флота.

Отдельным эпизодом заметки будет рассказ о известном во многих европейских городах российском скульпторе, нашем современнике.

Мой объектив побывает на Воскресенской набережной Петербурга и возле масштабной скульптурной композиции, что на подходе к Петропавловской крепости.

Но для большей ясности замечу, что "линейным" построением сухопутных частей или морских флотилий называют такое построение, которой позволяет одним залпом решить исход противостояния. Поскольку пушки на военном корабле устанавливается по линиям бортов, то атакующая флотилия располагается бортами своих кораблей как бы боком к флоту противника. При таком построении многое решает первый выстрел всеми орудиями одного из бортов кораблей атакующей флотилии.

Это стратегия боя, а ей предшествует то, где и как оснащается флотилия.

Известно, что Петр Первый, прикрывшись фамилией Михайлов и невысоким чином в составе Великого посольства в конце 17 века посетил несколько европейских стран с целью создать коалицию государств, противостоящих турецкой экспансии и приобрести навыки кораблестроения, т.к. военного флота в России допетровского времени практически не было. Комментарием тому может служить тот факт, что в мае 1703 года зашедшие в устье Невы два разведывательных корабля Швеции были атакованы отрядом "морской пехоты" на лодках верейках. Атакой руководили сам Петр и Меншиков. Наши пленили шведов, но Петру было понятно, что дальше так продолжаться не может. Нужен современный военный флот.

Не прошло и 10 лет, как первый парусный линкор был спущен со стапелей Адмиралтейства. Имя ему - "Полтава". Строительством 54-х-пушечного линкора, названного в честь выдающейся победы русских войск над шведами под Полтавой, руководил Петр I.

Подойти к "Полтаве" можно от ст. метро "Чернышевская" в сторону Невы.
Подойти к "Полтаве" можно от ст. метро "Чернышевская" в сторону Невы.

Этот корабль участвовал во всех кампаниях Балтийского флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом (Хельсинки), был флагманским кораблем Петра 1.

Хотелось бы понять - что нам осталось в память о строительстве первых военных кораблей при Петре I ?

Но сначала экскурс в историю с помощью А.С. Пушкина о том,, как он оценивал международную ситуацию раннепетровской истории? На этот вопрос он отвечает так: "Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-католического мира. Великая эпоха Возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера... России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией.." В настоящее время эти перефразированные и дополненные версии нишей истории входят в школьные учебники.

Теперь своими словами: Если Европа, пленившая Африку, часть Азии и покорив Америку заимствовала их знания и культуру, то России от татар и монголов взять было нечего. 200-300 лет прозябания. Для Европы Россия - племя дикое, языческое для них, с огромной не освоенной территорией. Можно силой оружия воспользоваться ресурсами России, в крайнем случае - освоить торговые связи.

И снова пишет Пушкин: "войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны...". В том смысле, что в ходе этих войн лучшее у европейцев царь заимствовал (В.Д.) И огромную роль в заимствовании играло судостроение.

В 1976 году вышла на экраны мелодрама "Сказ про то, как Петр арапа женил". В нем сцены со строящимися кораблями служили фоном. Актеров не перечисляю, они замечательные и всеми узнаваемые.

-2

И все же есть в Петербурге место, где можно видеть пусть многократно уменьшенную, но достоверную копию линейного корабля, в закладке и строительстве которого принял участие Петр Первый. Это памятник парусному линкору "Полтава", установленный в 2015 году на Воскресенской набережной:

-3

Состояние Невы в конце февраля 2020 года таково будто вторая половина апреля наступила:

-4

Доподлинно известно, что Петр I участвовал в закладке и строительстве первого линейного парусника "Полтава". Автор скульптурного памятника оригиналу Александр Таратынов рельефами на постаменте памятника показал в формате 3D гравюры начала 18 века со сценами Северной войны и даже укрепил металлическую доску, имитирующую бумажный лист с эскизом корабля работы Петра I:

-5

-6
-7

Задача для А.Таратынова привычная, т.к. он много лет работает над скульптурными вариантами живописных картин. Так например, в 2011 году в Александровском парке открылся мини вариант города на Неве работы А. Таратынова. И рядом его же композиция "Зодчие Санкт-Петербурга" - с авторами архитектурных брендов. Они жили и творили в разное время, но автор собрал всех их за одним столом, оставив один стул для желающих запечатлеть себя в этой компании.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Скульптурная композиция А.Таратынова в Царском Селе по картине "Неизвестная"

фото из открытого источника.
фото из открытого источника.

Никак не обойти вниманием и то, что в Петербурге построена верфь «Полтава» - единственное предприятие в России, связанное с историческим парусным флотом. Здесь усилиями высококлассных специалистов по деревянному судостроению занимаются реконструкцией исторических судов. Их первой постройкой явился парусник уже плавающий линкор "Полтава" - прообраз детища Петра Великого.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Если заметка добавила Вам нечно новое и Вы хотите получать другие сюжеты автора предлагаю отметить заметку лайком и подписаться на продолжение исторического сериала.

Валерий Дмитрян, домашний архивариус, гид гуляющий и фотографирующий.