Введенское кладбище не даёт мне покоя и просит поставить точку в истории повествования о нем. Это второй случай в моей жизни, когда кладбище оживает и обретает способность к действию. Первая история случилась после посещения Смоленского Лютеранского кладбища в Санкт-Петербурге (ему я посвящу отдельный рассказ). Через несколько часов после подробнейшего его осмотра, мой телефон, в котором были сохранены интересные видеообзоры территории кладбища и фотографии уцелевших немецких захоронений, выскочил из рук и угодил в Неву. Осталась лишь фотография склепа, известного многим, кто смотрел фильм "Брат" с Сергеем Бодровым.
Но вернёмся к теме Введенского кладбища. Как я уже упоминал ранее, на Введенском кладбище существует около 100м2 земли, нахождение на которой без соответствующего штампа в загранпаспорте может повлечь нарушение визового режима. Без иронии, земля является собственностью Франции.
История началась с того, что когда Наполеон квартировался в Москве, он похоронил своих погибших артиллеристов на Лефортовском кладбище. Массивный обелиск и ограда в виде жерл пушек по сей день напоминают о войне 1812 года.
Рядом с обелиском находятся могилы лётчиков, служивших в знаменитом французском полку Нормандия-Неман во время Второй мировой войны. Все тела, кроме одного лётчика, родственники увезли на родину. Могила Бруно де Фальтана осталась нетронутой, так как он погиб вместе со своим русским другом и сослуживцем, и близкие решили не разлучать их после смерти.
Заслуживает упоминания склеп Николая Фердинандовича Кельха. Через три года после удачного брака с База новой, наследницей богатейших купцов, он умер. Склеп Кельха, некогда самое красивое сооружение Введенского кладбища, с разноцветными витражами и позолоченной конструкцией, был подожжен неизвестными и по сей день находится в удручающем состоянии.
Неподалёку возвышается необычный крест на могиле Христиана Мейена. Уникальность конструкции заключается в том, что она сделана из рельсы. Неудивительно, ведь Мейен был основателем Комиссаровского технического училища, одного из лучших в дореволюционной России, где готовили лучших мастеров железнодорожного дела.
На Введенском кладбище похоронены Рина Зелёная, братья Васнецовы, Михаил Казаков, Михаил Пришвин. Здесь же находится могила повара Люсьена Оливье, владельца ресторана "Эрмитаж", в честь которого, по некоторым источникам, и назвали знаменитый салат.
К самому дорогому захоронению Введенского кладбища ведёт отдельная тропинка. Там покоится предприниматель Леонид Гарт, президент Федерации санного спорта России, и его мать, Людмила Гарт. Леонид погиб при загадочных обстоятельствах в Адриатическом море во время лодочной прогулки. До сих пор неизвестно, было ли это связано с его деятельностью. Фирма Гарта была причастна в том числе к реконструкции гостиницы "Москва".
Стоимость захоронения, по некоторым источникам, оценивается в 120 млн рублей.
Необычное, спокойное и очень богатое на истории, Введенское кладбище заслуживает посещения. Его обитатели сделали достаточно много, чтобы город, в котором мы с вами живём, развивался и достиг того уровня, который мы видим.
На этом я закрываю ворота Введенского кладбища. В следующем повествовании мы отправимся на Ваганьково и узнаем, какие тайны может поведать смотритель могилы Есенина и как поклонники отмечают день рождения Игоря Талькова.