Найти тему
Поживем - увидим

Пираты Екатерины Великой

Оглавление

Мало кто знает, что царствование Екатерины II было эпохой расцвета отечественного пиратства. Это было связано с острой борьбой между Россией и Турцией за господство за Чёрное море.

Удар с неожиданной стороны

Когда в 1768 году Турция объявила войну России, в головах екатерининских любимцев братьев Орловых родился авантюрный план. А что если отправить из Балтийского моря эскадру, которая вошла бы в Средиземное море и нанесла туркам удар с неожиданной стороны. Императрица одобрила дерзкий замысел. В 1769 году из Кронштадта вышли русские корабли под командованием адмиралов Спиридова и Эльфинстона. Впоследствии все командование русским флотом на Средиземном море взял в свои руки граф Алексей Орлов.

Задача перед русским флотом была поставлена простая: достичь Архипелага (так называли многочисленные острова в восточной части Средиземного моря между нынешними Турцией и Грецией), высадить десанты на греческих островах и поднять восстание православных народов против Османской империи. Так началась Первая Архипелагская экспедиция русского флота. Самым громким ее успехом стала грандиозная Чесменская битва (5–7 июля 1770 г.), в ходе которой был уничтожен весь цвет средиземноморского флота турок.

Чесменская битва
Чесменская битва

В тени этой громкой победы осталась история всех тех многочисленных корсарских действий, которые велись по наущению России или даже прямо под Андреевским флагом. А история эта весьма любопытная.

Грабь награбленное!

Восточное Средиземноморье издревле кишело пиратами — греками, албанцами, славянами. Почему бы — решил Алексей Орлов — не использовать вражду покоренных Турцией народов на благо России? И русское командование фактически бросает всем греческим морякам, рыболовам, контрабандистам, разбойникам клич — «Грабь награбленное» (турками)! Результат не заставил себя долго ждать. На призыв России откликнулись сотни и тысячи балканских авантюристов, которые открыли настоящую пиратскую войну против турецкого торгового и военного флотов.

Достаточно сказать, что общее число корсарских судов, действовавших в 1770–1774 гг., превышало 500 единиц! Часть из них поднимала Андреевский флаг и официально относила себя к категории «российские каперы». Но большая часть вообще никаких флагов не поднимала и действовала на свой страх и риск. Однако и российские каперы, и просто греческие пираты обязаны были делиться с русским командованием не только добычей, но и захваченными кораблями. Именно таким путем русская средиземноморская эскадра пополнилась фрегатами «Архипелаг», «Делос», «Зея», «Мило», «Накция», «Тино», «Андро», «Миконо», «Минерва» и «Санторин». Все это были бывшие турецкие корабли, захваченные пиратами и переданные русскому командованию.

Картина художника Я.Ф. Гаккерта
Картина художника Я.Ф. Гаккерта

Пиратский интернационал

Многие из средиземноморских корсаров поступили на русскую службу и сделали впоследствии неплохую карьеру.

Вот послужной список грека Алексиано Панаиоти. В 1771 году сжег у острова Станчо турецкое судно. В следующем году в заливе Дамиетта у берегов Египта потопил два турецких фрегата и много мелких судов. В том же году у острова Родос захватил три турецких корабля и еще два судна у Яффы. После окончания войны с турками в 1774 году перешел на службу в Балтийский флот. Умер в 1787 году в чине контр-адмирала.

Или серб Марк Войнович. С 1771 по 1774 год Войнович на своем фрегате почти непрерывно крейсировал в море, нападая на крепости и захватывая турецкие суда. Умер в 1807 году в России в чине полного адмирала.

Среди пиратов, плавающих под Андреевским флагом, были не только греки или славяне. Так, к примеру, некий «мальтийский кавалер» по фамилии Мазини в начале 1770 года на собственные деньги купил корабль и разбойничал в Архипелаге. За «выдающиеся заслуги» Екатерина II пожаловала мальтийца в контрадмиралы.

Пираты, каперы или рейдеры?

Эпоха Екатерины II была расцветом и вместе с тем лебединой песней русского корсарства. В последующие годы корсарства (каперства) как такового на Руси уже не было.

На смену ему пришло рейдерство (или, как говорили в XVIII–XIX веках, крейсерство).

Крейсерство (рейдерство) уже нельзя отнести ни к каперству, ни тем более к пиратству. А такой путаницей, надо сказать, зачастую грешат современные авторы. Чем же отличаются рейдеры от пиратов и корсаров?

Пират — это морской разбойник, который действует на свой страх и риск, не получая никаких разрешений или одобрений от властей.

Всей добычей пираты распоряжаются по собственному усмотрению.

Капер (корсар) — это морской разбойник, которому государство выделяет судно (или дает деньги на покупку такового) и с которым заключается договор. В договоре прописывается, корабли каких держав имеет право атаковать капер, а также определяется та доля, которую капер должен отдавать казне.

Рейдеры (крейсеры) — это военные корабли того или иного государства, направляемые для перехвата вражеских торговых и транспортных судов. Но: рейдеры — это суда, являющиеся на все 100 % частью военно-морского флота державы. Они полностью укомплектованы военнослужащими, которые не имеют никаких прав на захваченный груз — все сдается государству. Рейдеры в любой момент по приказу командования обязаны присоединиться к основным частям флота и в дальнейшем выполнять те боевые задачи, которые руководство сочтет нужными. Все это разительно отличает рейдеров от «морских разбойников» в полном смысле этого слова. И после Екатерины II в истории русского флота наступает уже как раз период рейдерства. А 1856 году на Парижском мирном конгрессе ведущие страны Европы (включая Россию) приняли конвенцию, запрещавшую каперство в принципе. Отныне право на вооруженный захват вражеских судов признается своего рода государственной монополией. Эпоха лихих головорезов, своевольно бороздивших моря и наводивших ужас на Европу, Азию и Америку, навсегда ушла в прошлое…

Если понравилась статья, ставим лайки и подписываемся на канал!