Найти в Дзене
vMogileve.by

Всем известно, у каждого свои тараканы

Всем известно, у каждого свои тараканы. Все зависит от личности хозяина. И, если эта личность творческая (или хотя бы оправдывается этим), количество тараканов будет зашкаливать. Ну или у этих самых тараканов будут свои тараканы. Как раз о тараканах спектакль «Академия смеха». В одном мозге поселились два таракана: таракан-автор и таракан-цензор. Цензор, судя по всему, по-хозяйски обосновался как раз в полушарии драматурга. Хотя спорят они на разных полюсах (автор – слева, цензор – справа). Цензор наводит свои порядки, раскидывает черновики автора и по-царски восседает в кресле (почти на троне), в то время, когда бедный автор мнется, жмется и молится и все на табуретке.
Несчастный автор пытается выбить разрешение на то, чтобы поставить свою пьесу-комедию (он переделал пьесу «Ромео и Джульетта»). Цензор совершенно не понимает, зачем в такое сложное для страны время нужны театры, комедии? Поэтому нещадно правит произведение автора. Никакие подарки, жалобы и мольбы не могут разжалобить

Всем известно, у каждого свои тараканы. Все зависит от личности хозяина. И, если эта личность творческая (или хотя бы оправдывается этим), количество тараканов будет зашкаливать. Ну или у этих самых тараканов будут свои тараканы.

Спектакль «Академия смеха» в Могилёве
Спектакль «Академия смеха» в Могилёве

Как раз о тараканах спектакль «Академия смеха». В одном мозге поселились два таракана: таракан-автор и таракан-цензор. Цензор, судя по всему, по-хозяйски обосновался как раз в полушарии драматурга. Хотя спорят они на разных полюсах (автор – слева, цензор – справа). Цензор наводит свои порядки, раскидывает черновики автора и по-царски восседает в кресле (почти на троне), в то время, когда бедный автор мнется, жмется и молится и все на табуретке.
Несчастный автор пытается выбить разрешение на то, чтобы поставить свою пьесу-комедию (он переделал пьесу «Ромео и Джульетта»). Цензор совершенно не понимает, зачем в такое сложное для страны время нужны театры, комедии? Поэтому нещадно правит произведение автора. Никакие подарки, жалобы и мольбы не могут разжалобить жесткого цензора. Он выкрикивает почти коммунистические лозунги, требует исправить пьесу всего-то за одну ночь. И на этот раз переписать «Гамлета». Ведь театр должен учить зрителя. Такая вот бесчувственная канцелярская сволочь без чувства юмора и тяги к искусству. В каждом из нас такой есть, правда?

Премьера спектакля «Академия смеха» в Могилёве
Премьера спектакля «Академия смеха» в Могилёве

Автор выполняет каждое требование цензора, пытается убедить его в пользе смеха, и продолжает гнуть свою линию. Поэтому в пьесе место Ромео занимает Гамлет, который вьется за Джульеттой и мечтает отомстить. Вообще драматург производит жалкое впечатление, но ведь не сдается. И такого таракана найдут в себе многие.

Литературный диспут продолжается долго: то вписываются новые герои, то меняются сюжетные линии. У автора получается заставить садиста проиграть некоторые новые сюжетные линии. Складывается впечатление, что цензору будет просто скучно без драматурга, ведь оппонент привносит в его жизнь творчество. Да и понимать его он вроде бы начинает. В конце он требует от автора написать комедию, над которой нельзя смеяться. И тут почти обезумевший автор соглашается.

Спектакль «Академия смеха» в Могилевском драматическом театре
Спектакль «Академия смеха» в Могилевском драматическом театре

Все заканчивается тем, что драматург сдается, потому что его забирают на войну. Какая разница, что будет с пьесой и труппой, ведь он погибнет. А как раз в этот момент оказывается, что пьеса удалась, и цензор может смеяться аж 86 раз. Только разрешения он все равно не дает ни на пьесу, ни на гибель. В конце два таракана спорят об пьесе, только в этом споре уже нет давления, в нем рождается истина.

Борьба автора и цензора это то, что в разной мере переживает в себе каждый человек (в зависимости от рода деятельности они по-разному называются). С одной стороны кажется, что, не будет цензора, драматург мог бы творить без оглядки, бороться с невзгодами и дарить людям смех, но с другой стороны – без цензора пьеса не стала бы настолько смешной.

Спектакль «Академия смеха» показан в Могилёве
Спектакль «Академия смеха» показан в Могилёве

Это история о том, насколько сильно внутренняя цензура может ограничить нашу свободу, если не давать ей отпор. Но в тоже время, вовсе без нее не получится достичь того качества, которого так бы хотелось.

Наши такие разные полушария, внутренние цензоры и авторы, просто не способны существовать друг без друга. Любое наше творчество (будь-то ужин или художественный шедевр) – результат сбалансированных отношений двух этих тараканов.Так что не позволяйте своим цензорам давить на вас, а вашим творцам терять связь с реальностью. Адекватных вам тараканов!

Информационный отдел vMogileve.by. Ксения Труш