И’тикъад Ахлю ас-Сунна Имам Абу Бакр аль-Исмаили .
С именем Аллаhа.
23. Они говорят, что поистине Он нисходит на ближайшее небо, так как известно из достоверного хадиса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без убеждения, как это.
(Авторитетный ученый мазхаба аш-Шафии, имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (319-388 гг. по хиджре) писал, комментируя хадис о нисхождении: «Мазхаб имамов саляфов и имамов факыхов заключается в том, чтобы проходили хадисы подобные этим поверхностно, не требовали для них смыслы и не толковали, из-за того, что знали об ограниченности своих знаний в постижении этого. Сказал аль-Ауза’и, что Макхуль и аз-Зухри говорили: “Проходите их, так как они пришли”. Это из знаний относительно которых нам есть повеление, чтобы мы уверовали в них поверхностно и не раскрывали его внутреннюю сторону, и это в общем из неясного(муташабихат), которое Аллах упомянул в Своей Книге: “Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся не ясными” (3:7). Под ясное/мухкам подпадает знание истинное и руководство к действию, а под неясное/муташабих подпадает вера и поверхностное знание с упованием скрытого на Аллаха, и это смысл слов Аллаха: “хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха”. Уделом тех, кто углубился в знания является, чтобы они сказали: “Мы уверовали в него (в Коран). Все это - от нашего Господа”, и также все то, что пришло из этого раздела в Коране, как слова Аллаха: “Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено?” (2:210) и также слова Аллаха: “и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами” (89:22), слово в отношении всего этого у ученых саляфов – это то, что мы сказали. И также передается подобное этому от группы из сподвижников. Некоторые шейхи Ахлю Хадис ошиблись и сошли с этого пути. Когда они передают хадис о нисхождении, то начинают спрашивать самих себя и говорят: “Если некто спросит о том, как нисходит наш Господь на небеса”, ответим ему: “Нисходит, как пожелает”. А если он спросит: “Двигается, когда нисходит или нет?”, то ответим: “Если пожелает, двигается, если не пожелает, нет”. Это является чудовищной (мерзкой) ошибкой. Аллах – Пречист Он – не описывается движением, потому что движение и покой следуют друг за другом в одном месте. Допустимо, чтобы движением описывался тот, кто может описываться покоем, и оба (покой и движение) из качеств сотворенного и описаний творений, а Аллах же пречист от этого, нет ничего подобного Ему». См. «Ма`алиму Сунан шарх сунан Аби Дауд», 4/ 332.)
24. Они убеждены, что богобоязненные рабы, смогут видеть Аллаха в Судный день, в отличие от такой возможности в этой жизни. Так же они утверждают, что обязательно Его увидят те, для кого Он сделал это вознаграждением в будущей жизни. Как Он сказал: “Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа”. (Коран 75:22-23). Аллах сказал о неверующих: “В тот день они будут ограждены от своего Господа завесой”. (Коран 83:15). Если бы все верующие и неверующие не имели бы возможность видеть Его, то о них всех можно было бы сказать, что он будут ограждены. Это все без, убеждения телесности для Аллаха и ограничения Его. Однако они будут видеть Его своими глазами, как Он Сам пожелает, без задавания вопроса “как?”
(Видение Аллаха будет без образа и направления, и это не будет похоже на наше видение друг друга или других тел, ибо Всевышний Аллах не имеет ни образа, ни направления.)
25. Они говорят что вера, – это слово, дело и знание (или познание?). Она увеличивается с подчинением Аллаху и уменьшается с ослушанием Его. Тот, кто больше других подчиняется Аллаху, вера его больше чем у того, кто меньше него в подчинении Ему.о больше других подчиняется Аллаху, вера его больше чем у того, кто меньше него в подчинении Ему.
(Большинство ученых ахлю-Сунна говорят, что вера (иман) - это вера сердцем в истинность того, с чем пришел Пророк Мухамммад, да благословит его Аллах и приветствует, с признанием этого и осознанием необходимости подчинения. Другая часть ученых сказали, чтобы человек считался верующим помимо веры в сердце еще необходимо произнесение двух свидетельств (шахада), и эта группа считала, что шахада - это часть веры, в отличии от первой, которые говорили, что шахада это условие (шарт) распространения на человека положений Ислама. А что касается деяний, то ахлю-Сунна говорят, что деяния - это условие совершенства веры, а не ее действительности. Большинство праведных предшественников (“саляф ас-салих”) говорили, что вера (иман) - это слова и дела, увеличивается и уменьшается. К Абу Ханифе, да будет доволен им Аллах, относят мнение о том, что иман не уменьшается и не увеличивается, но имам под “иманом” имел в виду не силу исповедания веры, а исповедоваемое, т.е. столпы имана, в которые человек должен верить, а это, как известно, не увеличивается и не уменьшается.)
ИншаАллаh продолжение следует...
Ставьте лайки, подписывайтесь на этот канал, делайте дуа за меня и за всех кто на истинне, да дарует нам Аллаh всем блага в этом мире и в том мире. Аамиин.