Найти тему

Экоактивизм и его этическая основа

После появления в информационном пространстве девочки Греты, экоактивизм в мире вышел на оперативный простор. До этого, однако, тоже было много всего. От специфического рэкета имени тов. гринписа, до предложений всем дружно вымереть от профеминистских экоактивистов Европы.

Кстати Грета не первая из девочек выступает в ООН на тему экологии. В прошлый раз девочка Северн Куллис-Сузуки делала там доклад о том, что озоновые дыры нас всех убьют. Но, как мы все помним, убили они только рынок специфических хладагентов (позволив корпорации Дюпон подмять его под себя).

Однако, идеи в основе достаточно просто распознаваемых манипуляций, лежат вроде бы благие. Ведь Земля- наш общий дом. И хорошо бы содержать этот дом в чистоте и порядке, потому, что другого у нас всё равно нет. И здорово было бы сохранить всё многообразие флоры и фауны для потомков. Чтобы они могли любоваться красотой и богатствами матушки Природы.

Наша природа прекрасна!
Наша природа прекрасна!

Но этот подход предполагает сознательное природопользование. В нём нет подвижничества и драматизма.

Современные экоактивисты предлагают наоборот, не сохранять среду для потомков, а пожертвовать потомками ради сохранения среды. Одна концепция углеродного следа чего стоит. И почему же происходит такой перехлёст?

На мой взгляд, суть здесь надо искать в идее прав человека (тоже далеко не безобидной), которая для большей части мира является чем-то самоочевидным. С понятием человека и так есть проблемы, потому, что разные философские, научные, религиозные, политические организации дают разные ответы на вопрос "Что такое человек?". И если совсем чуть-чуть сдвинуть рамки от частного к общему, то мы начнём распространять права человека ещё и на фауну. А-то и на флору. Собственно, если послушать риторику экоактивистов и зоозащитников, то именно так они и делают.

В итоге мы получаем дивный новый взгляд на мир, где человек имеет ровно такие же базовые права, как и животные. Но это отнюдь не значит, что как в древней Индии, люди начнут ходить с метёлочками и подметать перед собой, чтобы не наступить на букашку. Потому, что верующие в реинкарнацию индусы, предполагали, что мир вечен и ему уж точно ничего не угрожает. Экоактивисты же верят, что мир находится на грани катастрофы. Поэтому уравнивание человека с животным предполагает, что человека, мешающего им спасать мир, можно просто раздавить как таракана. Даже не надо проводить работу по его расчеловечиванию.

Поэтому в директивном ограничении рождаемости и снижении уровня жизни, экоактивисты не видят ничего плохого. Наоборот, это самый мягкий метод. С любовью, так сказать. Без применения геноцида.

А что до неравнодушных граждан, то:

хотите помочь природе - убирайте за собой мусор и не забудьте залить огонь. Переживаете за углекислый газ в атмосфере - посадите несколько деревьев. За себя и за того парня.

Но это, конечно, скучно. И не предполагает больших человеческих жертв.