Найти тему
MAD TOSBY

Невидимое, но ощутимое насилие

Фото ©️ NBCUniversal
Фото ©️ NBCUniversal

Оче­ред­ная трак­товка став­ше­го клас­си­кой фан­тасти­чес­ко­го сю­жета, за­ложен­но­го еще в кон­це XIX ве­ка Гер­бертом У­эл­лсом, об­ре­та­ет но­вое ды­хание. И в дан­ном слу­чае — бе­зум­но ак­ту­аль­ное и зло­бод­невное

Ка­ких толь­ко ки­нова­ри­аций «Че­лове­ка-не­видим­ки» не бы­ло сня­то бо­лее чем за век: от клас­си­чес­кой гол­ли­вуд­ской эк­ра­низа­ции Джей­мса У­эй­ла 1933 го­да до со­вет­ской адап­та­ции (Че­ловек-не­видим­ка (1984), Алек­сандр За­харов) и при­кос­но­вения та­ких мэт­ров ки­нема­тог­ра­фа, как Пол Вер­хо­вен («Не­видим­ка» (2000)). Ка­залось бы, ни­чем но­вым в этой ис­то­рии зри­теля уже не уди­вить — ис­то­рия каж­дый раз от­ли­ча­ет­ся лишь ан­ту­ражем и об­щей жан­ро­вой нап­равлен­ностью. Тем не ме­нее каж­дая из адап­та­ций яв­ля­лась про­дук­том сво­его вре­мени, от­то­го ста­новит­ся не ме­нее ин­те­рес­но — чем же нас уди­вит оче­ред­ной пе­рес­каз вы­учен­но­го прак­ти­чес­ки на­изусть сю­жета? От­вет нам пре­дос­та­вил Ли У­он­нелл, и его от­вет по­пада­ет точ­но в нерв.

О та­ком пер­со­наже как Ли У­он­нелл ста­ли го­ворить го­раз­до ак­тивнее пос­ле вы­хода его ре­жис­сёр­ско­го де­бюта «Ап­грейд» (2018), ведь сце­нарис­тов (се­рии «Пи­ла» (2003, 2004, 2005, 2006) и «Ас­трал» (2010, 2013, 2015, 2018)) об­сужда­ют не так рез­во. А об­су­дить бы­ло что — не так час­то зри­телям вы­каты­ва­ют ори­гиналь­ный, креп­кий и чер­тов­ски ка­чес­твен­но сня­тый ки­бер­панк-эк­шен, к то­му же сня­тый за смеш­ные 5 млн дол­ла­ров, но выг­ля­дящий ку­да до­роже. Ку­ча но­ватор­ских при­ёмов по час­ти эк­ше­на, жёс­ткость и бес­по­щад­ность филь­ма по от­но­шению зри­телю прек­расно сде­лали своё де­ло, вследс­твие че­го «Ап­грейд» стал од­ним из тех нег­лу­пых эк­ше­нов, за ко­торые не стыд­но. Тем ин­те­рес­нее ста­ло ожи­дание но­вого проч­те­ния клас­си­чес­кой фан­тасти­ки об учё­ном, ко­торый ста­новит­ся нез­ри­мым для прос­тых смер­тных, вследс­твие че­го на эк­ра­не про­ис­хо­дит раз­лично­го ро­да ка­вар­дак. В ито­ге то, что ожи­дало нас на вы­ходе, су­щес­твен­но от­ли­ча­ет­ся от клас­си­чес­ких адап­та­ций. И сей­час раз­бе­рем по­чему.

Фото ©️ NBCUniversal
Фото ©️ NBCUniversal

Фильм встре­ча­ет нас де­монс­тра­ци­ей нес­час­тли­вого бра­ка — глав­ная ге­ро­иня Се­силия (Эли­забет Мосс), по­казы­вая неп­рикры­тый страх, сбе­га­ет от му­жа-ти­рана Эд­ри­ана (Оли­вер Джек­сон-Ко­эн). Суп­руг-дик­та­тор, ко все­му про­чему, яв­ля­ет­ся ге­ни­аль­ным изоб­ре­тате­лем, об­ла­да­ющим со­путс­тву­ющей ат­ри­бути­кой в ви­де бас­нослов­но­го ка­пита­ла, ог­ромно­го особ­ня­ка у мо­ря и под­ва­ла, пол­но­го фу­турис­тичных гад­же­тов, наз­на­чение ко­торых мы со вре­менем уз­на­ем. Да­лее Се­силия уз­на­ёт о том, что её бла­говер­ный яко­бы по­кон­чил с со­бой и вы­писал ей неп­ло­хое нас­ледс­тво, но со вре­менем она по­нима­ет – про­ис­хо­дит что-то не то. В жиз­ни как глав­ной ге­ро­ини, так и её ок­ру­жения на­чина­ет­ся на­тураль­ное «па­ранор­маль­ное яв­ле­ние», имя ко­торо­му — «Эд­ри­ан, муж-абь­юзер». Имен­но эту те­му и хо­телось бы под­чер­кнуть. Имен­но эту те­му фильм и под­черки­ва­ет, имен­но эту те­му он и де­монс­три­ру­ет. Ес­ли отод­ви­нуть на зад­ний план на­уч­но-фан­тасти­чес­кую ос­но­ву, то пе­ред на­ми пред­ста­ёт клас­си­чес­кая ис­то­рия о жер­тве до­маш­не­го на­силия и абь­юзив­ных от­но­шений.

Фото ©️ NBCUniversal
Фото ©️ NBCUniversal

По­ка фильм не прев­ра­ща­ет­ся в эк­шен, он яв­ля­ет со­бой край­не нап­ря­жён­ный пси­холо­гичес­кий трил­лер, гра­нича­щий с хор­ро­ром. И ес­ли прис­мотреть­ся, то мож­но уви­деть, что зна­читель­ную часть филь­ма глав­ный зло­дей за­нима­ет­ся тем, что из­во­дит Се­силию — свою жер­тву. Он не при­меня­ет ме­тодов фи­зичес­ко­го на­силия нап­ря­мую, он дей­ству­ет хит­ро, что­бы на­казать быв­шую суп­ру­гу за про­вин­ность, под­ста­вить и выс­та­вить в гла­зах ок­ру­жа­ющих че­лове­ком, близ­ким к па­рано­идаль­ной ши­зоф­ре­нии, а са­мому вый­ти су­хим из во­ды. И на мо­мен­те осоз­на­ния то­го, что фильм ве­дет­ся от ли­ца жер­твы, про­ис­хо­дит нас­то­ящий сим­би­оз — это­му спо­собс­тву­ют весь­ма ори­гиналь­ные опе­ратор­ские при­ёмы, тре­вож­ный са­унд­трек, а так­же прос­то ве­лико­леп­ная ра­бота с са­унд-ди­зай­ном и ос­ве­щени­ем. Всё в филь­ме ра­бота­ет на мак­си­маль­ное пог­ру­жение в пус­кай ло­каль­ную на эк­ра­не, но ак­ту­аль­ную во всём ми­ре ис­то­рию.

По­мимо вы­ше­опи­сан­но­го, «Че­ловек-не­видим­ка» Ли У­он­нелла не раз уди­вит вас во вре­мя прос­мотра. Не­обыч­ные по­воро­ты, уме­лая ра­бота с клас­си­чес­ки­ми кли­ше, пос­то­ян­ное на­рас­та­ние нап­ря­жения и тем­па кар­ти­ны — всё сде­лано на ура. Но важ­нее все­го то, что тут бы­ла пред­став­ле­на серь­ёз­ная проб­ле­ма, ко­торая очень яв­но вы­деля­ет, ка­залось бы, «оче­ред­ную» адап­та­цию сре­ди спис­ка од­но­имён­ных филь­мов.

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте