Найти тему

Психологические защиты: Реактивное образование и Рационализация

Оглавление

Реактивное образование

Еще портфелем иногда бьют
Еще портфелем иногда бьют

Защитный механизм нашей психики заключающийся в преобразовании негативного чувства в позитивное либо наоборот. Мало в нашей жизни вещей и явлений, к которым мы бы относились однозначно, как правило, наше отношение к объекту амбивалентно, то есть одновременно мы испытываем и позитивные, и негативные чувства.
И тут вот что получается, если нам кажется, нас в детстве научили, общество диктует, в общем, наше "Сверх Я" считает, что негатив в отношении какого-либо объекта испытывать неприемлемо, психика перенесёт всё внимание на положительный полюс.
Вот пример:
— Отношения между сиблингами (родные братья и сёстры). Если им прямо, или скрыто запрещается проявлять агрессию по отношению друг к другу (хотя это нормальные чувства), они могут преобразовать её в чрезмерную "любовь", но негатив прорывается, и старший брат может частенько так крепко обнимать младшего, что тот начинает рыдать от такой любви.
— Мать может активно таскать ребёнка по врачам, находить у него массу заболеваний, маскируя свою агрессию к нему чрезмерной заботой о здоровье. А все подавленные негативные чувства могут реализовываться в болезненных медицинских манипуляциях, ненужном лечении, жалобах на такого вот "болезненного" ребёнка, и т.д.

При этом запрещенное чувство (в случае этих примеров агрессия, раздражение) никуда не девается, оно просто выражается приемлемым образом: Ну да я его "задушил" в объятьях, но ведь это объятья; ну да, я делаю своему ребёнку по три клизмы в день, но ведь это всё ради его здоровья и т.д.

Рационализация

Не очень-то и хотелось...
Не очень-то и хотелось...

Механизм психологической защиты, с помощью которой мы логически и очень разумно объясняем своё поведение, с целью добиться гармонии со своим внутренним "Я". То есть, некий поступок был спонтанным и несвойственным нам, или мы подумали что-то крамольное и "неправильное", и потом, задним числом наш разум начинает это объяснять, раскладывать по полочкам и говорить нам: "Ну, да: всё логично, так и должно было быть, всё ты правильно сделал, и подумал всё хорошо и верно".

Яркий пример — Лисица и виноград. Это не я не могу добраться до ягод, это виноград зелёный, кислый и совсем мне не нужен. Как и все защиты, Р. снижает тревожность, помогает оправдать поведение или "неблаговидные" мысли. Проблема, как и у всех защитных механизмов может возникнуть тогда, когда Р. занимает главенствующее положение и начинает использоваться повсеместно, вытесняя все остальные способы защиты, и заслоняя собой реальность.

Помните, Гитлер отлично рационализировал свою нелюбовь к лицам определённых национальностей, прекрасно и логично мог объяснить, почему он их так сильно не любит, и почему остальные не должны.