Почему мы можем задать вопрос: каково женское искусство, наука, стиль, характер, логика? Но мы не спросим этого в отношении мужчин...
Структура нашего мира — мужская. Всё, что относится к мужчине, — норма, к женщине — отклонение. Само слово человек — мужского рода. Область высшей духовной деятельности — искусства — тоже большей частью во власти мужчин. Все общественно значимые достижения женщин — лишь исключения из правил. У этих принципов многовековая история. Истории равенства — около 100 лет. Что это? Всеобщая несправедливость или вселенские несправедливости?
В обществе, которое мы называем демократичным, в обществе, где главенствует плюрализм и свобода, закономерно встаёт вопрос о половой самоидентификации и различии. В середине XX века молодой демократический мир дозрел до появления понятия «гендер» и проведения исследований, ему посвящённых. Проблемой занялась наука. Понятие гендера меняет представление о поле человека. Создаёт новую модель ценностей, ибо гендер — это не чисто биологическая идентификация человека, а его культурно-социальное определение, какую роль он играет — мужчины или женщины — независимо от физиологии. Но вообще, вопрос пола очень тонок. Попытка выдвижения теоретических гипотез, а особенно аксиом, в этой области легко наталкивается на полностью противоположные столь же обоснованные утверждения.
Всё же можно всегда исходить из простых истин. Женщина — это человек, не правда ли? Все люди имеют право на свободу деятельности, творчества, мысли, самовыражения и т.п. Соответственно и женщина — тоже. Кто-то скажет: «Да, но ей рожать детей!», а я отвечу: «Да, но ему оплодотворять!» Разве это не вещи одного порядка, категории материального, телесного? Духовной деятельности не могут мешать ни дети, ни социальный статус, ни чьё-то мнение, ни чья-то власть... Тот, кто на самом деле творец, — не может не творить. Тот, кто всей душой чего-то хочет, обязательно этого добьётся!
Да, можно заметить, женщины добивались своего весьма редко в истории человечества. Но есть один фактор, против которого тяжело пойти, особенно женщине, — сила. Грубая, физическая, властная... Это крепости, запертые двери, решётки на окнах, суровые наказания... Дискриминация женщин, известная истории, имела множество форм и поддерживалась всеми институтами общества и государством. Безусловно, давление такой силы, и физическое, и моральное, не могло не породить такое количество блокированных женщин-творцов ещё на стадии зарождения.
Это очень неустойчивая система равновесия. На одной стороне — лозунг «Хочешь жить — умей вертеться», то есть наши достижения зависят от приложенных нами усилий, силы желания и количества отринутых стереотипов. На другой стороне — сила внешних факторов. Конечно, человеку, рождённому в нищете, сначала необходимо найти средства к физическому существованию, а уж если удастся — тогда и о душе подумать. И до творчества в таком случае доходят исключительные личности. Но если человека методично и цинично травят, и он при этом выживает, а другой погибает, — разве это значит, что другой был недостоин жить? Разве запертые, пристыженные, униженные и наказанные женщины, желавшие стать творцами, не были достойны своего места в искусстве?
Дело в том, что правит миром масса. Среднестатистические люди со среднестатистическими представлениями. За рамки телесного, материального, за рамки себя выйти непросто. Это прерогатива меньшинства. Но судит и расставляет фигуры большинство — недалеко ушедшее от обезьяны, раскрасившее свою примитивность в золото и перламутр. С позиций первобытного строя женщина — мать, мужчина — охотник. Но где здесь вообще искусство?
Так сложилось, что мир наш — пёстрая мозаика, а не чёрно-белая схема. Нашлось в нём место и женщинам-политикам, и художникам, и музыкантам, и поэтам... С XX века началась дорога к освобождению женщины. Но обернулась новым закрепощением. Женщина освободилась от навязанной однобокости образа матери и хозяйки, в лучшем случае музы, но была заточена массовой культурой снова в рамки материальности. Женщина повсюду эксплуатируется как главный объект индустрии развлечений. Женщина прочно ассоциируется с сексом. Секс — главная ценность массовой культуры, она гарантированно приносит прибыль в любой стране, при любой погоде и президенте...
Зачем мы превращаем наш мир в убогий бульварный роман! Мир изначально прекрасен своим разнообразием. За масскульт, за дискриминацию, за приземлённость лежит ответственность на обществе, а значит на тех, кто с картами в руках, но и на нас с вами... Подумайте, в каком мире вы хотели бы жить? Каждый раз, рассказывая анекдот про блондинку или называя женщину за рулём обезьяной... Каждый раз, решая за свою дочь, где ей учиться и за кого выходить замуж, что надевать и какие книги читать... Каждый раз, поднимая руку на любимую жену...
Мария Егорова, соорганизатор ежемесячных поэтических аукционов.
Опубликовано в журнале «События. Владимирская афиша», №1, март 2010. С. 9-10.