Найти в Дзене

Подорвал себя и боевиков

На высоте 776.0 под Улус-Кертом 29 февраля 2000 года десантники 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии преградили путь боевикам, рвавшимся через Аргунское ущелье в Дагестан. 90 гвардейцев сдержали банду наёмников в несколько тысяч человек. И погибли.

Подвиг Героя России гвардии ефрейтора разведроты 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой ВДД Александра Лебедева на высоте 776.0 стал ярким примером мужества, стойкости и силы человеческого духа. О том, каким Саша, средний сын, остался в памяти отца, нам рассказал его отец - Владислав Лебедев, проживающий в деревне Подбережье Псковского района Псковской области.

Один поднимал сыновей

Сыновей поднимал один. Владислав Иванович трудился на рыбзаводе: зарплаты на прожитьё не хватало, подспорьем стал огород. На 15-ти сотках с сыновьями растили на продажу клубнику, вёдрами её возили в Питер, Эстонию. И овощи хорошо шли. Затем глава семьи стал рыбачить в колхозе. Отец баловал пацанов, поэтому Иван, Александр и Юрий имели всё, что полагалось мальчишкам той поры – мопеды, магнитофоны, лодку…

Владислав Иванович растил сыновей в строгости, правде, труде и любви. Речей красивых не говорил, нравоучений не читал. Жизнь отца – человека уважаемого – была лучшим примером. Был перед глазами другой пример: деда-фронтовика Алексея Ивановича и его родных братьев – Александра, Ивана, Анатолия, Владимира и Николая. Двое последних не вернулись с полей сражений Великой Отечественной.

Самый спокойный

– Сашка - самый спокойный из братьев, – вспоминает Владислав Иванович. – Никогда не доставлял проблем – ответственный, трудолюбивый. Правда, когда повзрослел, стал втихаря курить. Потом спортом занялся: бегал, отжимался, работал на турнике – и сразу бросил эту вредную привычку. К армии готовился: хотел попасть служить в спецназ. До самого призыва работал со мной в колхозе имени Залита – на рыболовецком катере. Любил Саня реку Камёнку, просторы наши бескрайние. Бывало, сядет в лодку и на острова – не рыбачить, а просто любоваться природой. В ноябре 1995 года, как и хотел, Саня попал в разведроту. На трудности не жаловался, хотя разведчикам всегда доставалось сполна – подготовка у них была серьёзная. Срочную службу проходил в 76-й дивизии. Полтора года находился в составе миротворческих сил в Югославии, где участвовал в знаменитом рейде на Приштину. Тогда десантники совершили 600-километровый марш и в ночь с 11 на 12 июня 1999 года захватили аэропорт «Слатина». Был награждён медалью «За отвагу» и двумя медалями «За укрепление боевого содружества».

Указом Президента РФ

После демобилизации отец предложил сыну вернуться в рыбаки, благо деньги они хорошие тогда зарабатывали. Но Александр продолжил службу в родной дивизии. С начала 2000-го участвовал в боевых действиях в Чечне.

29 февраля 2000 года гвардии ефрейтор Лебедев в составе разведгруппы находился впереди 6-й роты, выдвигавшейся на позиции, на высоте 776.0 Разведчики первыми вступили в бой с большой группой боевиков. Александр, будучи раненым, вынес из-под огня раненого командира взвода и, превозмогая боль, продолжал вести огонь из автомата.

После того как закончились патроны, десантник отбивался гранатами, но был ранен вновь. Когда враги приблизились, Саша с последней гранатой в руках бросился в их гущу. Уничтожил нескольких боевиков, но и сам погиб.

Указом Президента РФ за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооружённых формирований в Северо-Кавказском регионе, гвардии ефрейтору контрактной службы Александру Лебедеву присвоено посмертно звание Героя РФ.

Его ждала любимая

– Я как сейчас помню тот день, когда погиб Саша, – рассказывает его отец. – Никогда прежде на сон не жаловался, а той ночью... ну не уснуть, и всё. А когда всё-таки задремал под утро, сон плохой приснился. Утро тогда выдалось такое солнечное, тихое…

Я про сон-то людям рассказал, мол, что-то нехорошее меня ожидает. А тут по НТВ стали мелькать кадры о гибели наших военных. Особого значения не придал: в Чечне много наших войск стояло. А когда тревожно вдруг стало на сердце, поехал в часть. Было это 7 марта. Командир роты ничего толком не сказал. От него узнал только, что погиб командир взвода, в котором служил Саша. Но он дал понять: готовиться нужно к худшему. Вечером с рыбзавода позвонили и сообщили страшную весть. 8 марта приехал и сам командир роты. 12 марта наших ребят привезли в Псков, 14-го похоронили в Орлецах.

Раньше Александр часто снился отцу, сейчас уже реже.

– Однажды он пришёл ко мне во сне – сюда, к нам домой, такой счастливый, довольный, - вспоминает Владислав Лебедев. - А я смотрю на него и знаю, что он погиб. Думаю: ну как же так, как мне ему об этом сказать? Кто же знал, что всё так получится? Саша, когда вернулся из Югославии, квартиру в Пскове купил. Загорелся идеей построить здесь дом, но я отсоветовал – квартира-то сподручнее в городе. И на службу ближе добираться, да и женится – детишкам в садик и школу ходить удобнее. Жениться по возвращении из Чечни собирался, любимая девушка его ждала. А ещё хотел заняться пчёлами, как дед. Не судьба…

Кто-то должен был это сделать

Владислав Иванович тяжело переживал горе, в итоге ушёл из рыбаков. Какая уж там работа…

– Но жить-то всё равно было нужно. Только я не знал как… – признался он.

Отец Героя России во время нашего разговора был скуп на эмоции – он их держал в себе. Лишь молчаливые паузы при нашем общении выдавали боль утраты, которая гложет отцовское сердце уже много лет. Конечно, Владислав Иванович не обижен вниманием властей, дивизии, но может ли это быть утешением?

– России нельзя было дать ослабнуть как державе. Кто-то должен был обязательно встать на защиту её целостности. И это сделали наши сыновья. Столько хороших ребят полегло на этой войне! – говорит Владислав Иванович.

Вроде всё, как всегда…

Владислав Лебедев по-прежнему живёт в деревне Подбережье Псковского района в доме, который построил за три года с сыновьями – Иваном, Александром и Юрием. Добротный кирпичный дом стоит на крутом берегу, с которого открываются бескрайние запорошенные снегом русские дали, величественная, всегда спокойная река Камёнка. В нём всё напоминает об Александре - портреты его и командира, картина с эпизодом боя, а ещё уголок, где висит военная форма Героя России с наградами, хранятся личные вещи: голубой берет, военный билет, ложка с вилкой, блокнот, ключи от городской квартиры, капсула с землёй с места гибели сына. На фасаде дома висит мемориальная доска.

- Зимние дни тянутся бесконечно, - признаётся отец Героя России. – Скучно одному в большом доме. Строили его с таким расчётом, чтобы всем было просторно. Чтобы у каждого сына имелась комната. Старший сын Иван в Пскове теперь живёт, младший Юрий свой дом построил. Так что каждый мой день похож на другой… Вот, я себе и придумываю занятия. Дров заготовил. На охоту хожу с собакой Валетом – один или с охотниками. На лося всё охотились, а он хитрым оказался – уходит от нас. Вернёшься, а тебя кот Тимофей встречает. По времени уже и поросёнка нужно кормить. Держать его выгоды нет, но раз подарили, куда денешься. Ещё моя обязанность натопить баню для сыновей. Пока воды наносишь, протопишь, глядишь, полдня и прошло. Земли у нас много – почти 50 соток. Прежде всю обрабатывал. А как заболел, запустил её. Юре по новой землю пришлось разрабатывать. Картошку сажает, чеснок. Парник у нас есть. Я ему помогаю с поливкой.

Владислав Иванович поглядывает на календарь - скоро уже и рассаду сажать. А там и в саду работа найдётся: старые деревья он заменяет новыми. Интересно прививать яблони с грушами, выращивать туи. Узнав, что у знакомых растут грецкие орехи и абрикосы, тоже захотелось поэкспериментировать. Прогулки по реке и озеру на катере – это отдельная тема.

И вроде бы всё в жизни Владислава Лебедева идёт своим чередом. А душевная рана продолжает кровоточить. Проклятая война…