Нет слов хуже тех, что мы выкрикиваем от удивления.
Даже самый грамотный и интересный текст зачастую переполнен неуместными восклицаниями и выкриками - в последнее время только с этим и сталкиваюсь. Сколько бы текстов не редактировал, везде одно и то же - внезапно ожидаемое.
Как испортить произведение с первых строк?
Для этого достаточно вписать эмоционально нестабильного героя, который внезапно хлопает дверьми, неожиданно оглядывается и вдруг убегает по мокрой от росы траве прямиком в закат.
"Внезапно" хорошо вписывается в предложение и текст в целом - даже слишком, - но, если его убрать, общий смысл сказанного не изменится (в большинстве случаев). Если персонаж полон решимости что-либо сделать и вы ясно дали это понять несколькими строчками ранее, то вырежьте свое "внезапно". И без того ясно, что, если на героя несется со скалы огромная лавина, он не постоит-постоит и только потом размеренно побежит - кабы не дай бог не сорвать дыхалку. Он рванет по снежному склону в надежде спастись... а в итоге споткнется о ваше "тут же", расшибется и умрет - умрет насмерть.
Но дело не только в этом. Чаще автор не может подобрать синонимы, порой считает, что те и не требуются: вроде того что слова-удивления не требуют никакой иной формы - они что-то вроде имени собственного, точки или запятой. Тавтология - знакомый термин?
Дополню перечень тем, что все перечисленные в тезисе слова - наречия. А наречия, как правило, не несут в себе никакой нагрузки для текста: ни в плане эмоциональном, ни даже содержания - они лишь уточняют то или иное действие.
"Дорога в ад вымощена наречиями", - Стивен Кинг "Как писать книги".
Как умелый садовник не потерпит в саду сорняков, так и опытный писатель не приемлет в своем тексте наречия. Те прорастают, не спорю, красиво смотрятся на газоне, но не в клумбе с цветами.
Используем правильно
Я не ставлю запрет на употребление слов-неожиданности. В определенный момент действительно стоит подчеркнуть резкую перемену в сюжете. Для себя выделяю следующие пункты:
1) когда ранее не было ни одной предпосылки к действию:
"Он вдруг рванул так... Ангел опешил:
- Куда ты, черт возьми, так несешься?!"
Пример абы какой, но на нем четко прослеживается та самая перемена: вот они спокойно шли, и ВДРУГ главный герой побежал - совершил неожиданное действие для читателя.
2) показать глубину чувств, эмоций, когда эти самые эмоции льются через край, ищут выхода и вскоре превращаются в ужасный смерч:
"Селянин говорил о родной деревне: о том, как бесчинствуют красные, как крестьян обирают белые. Лицо его багровело, кружку селянин почти не трогал. Внезапно мужчина разрыдался:
- Пропади все пропадом!"
Прием должен соответствовать громкому хлопку, выстрелу из пушки, сравним только с упавшим с крыши кирпичом. В этом случае он будет иметь колоссальный эффект.
3) чеховское ружье - еще одно поле, где растут сорняки, там из них получаются прекрасные цветы гортензии.
Если четко проследить момент от висящего на стене ружья до его зарядки и, наконец, выстрела, то... БАХ! Внезапный, неожиданно-грандиозный! Пробил дыру в бумаге - негде писать концовку.
Примеры в литературе
Хотел бы для наглядности разобрать на примерах художественных текстов известных авторов как русских, так и затронув переводы.
Прежде отмечу, в русской классике мало встретишь подобных предложений: повествование ведется предельно спокойно, резким переходам автор предпочитает размеренное описание, - чего зачастую не скажешь об их иностранных коллегах. Но даже если так, взяв книгу в руки и просмотрев бегло текст, от силы найдешь тройку-другую предложений со словами-неожиданности. Они настолько редки, что каждое их упоминание отзывается в уме читателя ударом звонкого колокола.
"И вдруг часть населения, нанесенного на кожу маэстро быстрой как оса татуированной иглой, заговорила", - Рэй Брэдбери "Тени грядущего зла".
Речь идет о татуировках, судя по всему живых, потому как и сам Мистер Дак не совсем человек. В нагнетающей обстановке момента, в полной тишине кожа Человека Осени начинает шевелиться, разражается громкими звуками - и ВДРУГ говорит! Настоящее потрясение!
"Тут что-то странное случилось с Иваном Николаевичем. Его воля как будто раскололась, и он почувствовал, что слаб, что нуждается в совете", - М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита".
Сильное душевное переживание, перенесенное потрясение вызвали у поэта настоящее расстройство в душе. Он болен, он один, он в безвыходной ситуации. И Бездомный понимает это сейчас, в этот самый момент. Булгаков подводит черту - все, дальше некуда.
"И вдруг им овладело совершенное бешенство: он сорвался с места, закричал и, топая ногами, яростно бросился к страшному месту", - Ф.М.Достоевский "Бесы".
Герой стоит за дверью, не знает, что за ней происходит, но подозревает, что ничего хорошего. Наконец, сомнения берут над ним вверх, тревога не дает покоя, и он кидается к двери, откуда все никак не доносятся выстрелы. Таким образом через строчки беспокойство передается и читателю.
"Неожиданно земля содрогнулась так, как ни разу до этого. Джек с трудом устоял на ногах", - Роджер Желязны "Джек-из-тени".
Внезапность происходящего, чего никак не ожидал главный герой. Он не был готов к такому исходу, вследствие чего поплатился и чуть не расстался с жизнью.
Главным образом привел примеры эмоционального взрыва, последний же относится к отсутствию предпосылок (пример 1). Ну, а о чеховском ружье поговорим немногим после.
Спасибо за внимание! Удачи в написании и пусть ваши тексты будут не такими внезапными!