Найти тему
Мастерская Миролога

Мужское и женское в персонажах

Оглавление

Гендерные стереотипы - наш враг! Гнать в шею немедленно! Именно под таким лозунгом сейчас проходит все современное искусство. Нельзя сказать, что это в корне неверно, но и согласиться с этим полностью будет тоже не совсем корректно. Давайте сегодня честно поговорим о мужских и женских героях и о том, как на теме борьбы со стереотипами сейчас успешно паразитируют авторы.

Основная проблема борцов со стереотипами в текстовых ролевых и в современных произведениях в том, что они начинают топорно действовать методом "от противного". Мол, все привыкли, что женщина слабее мужчины? Ха! Сделаю ее сильной настолько, что ей даже смерть всех родных ни по чем и она одна вообще все на себе тащить будет! Привыкли, что мужчины не плачут? Выкусите, сделаю тряпку и размазню, который будет рыдать, если наступит на муравья! Это очень грубые примеры, но, думаю, мысль ясна: в попытке максимально отойти от стереотипа, автор делает все, чтобы его герой был совершенно не стереотипным, буквально находя антоним каждой характеристике. Те же, кто поддерживает стереотипы и свято в них верит, делают так называемых "картонных персонажей", т.е. таких, которые собрали в себе ну все избитые характеристики своего пола. Если женщина - то мягкая, нежная, ласковая хранительница очага, если мужчина - то грубый, прямолинейный и сильный добытчик.

Как итог, в обоих случаях получаются неправдоподобные герои, которые вызывают негатив либо у одной из сторон, либо у обеих сразу, потому что это просто глупо выглядит. Если автор не преследовал цель высмеять такие образы, то это точно плохой результат. Так как же создать толковый женский или мужской образ без перекоса характера в ту или иную сторону? Об этом и поговорим в статье.

-2

Стереотипы, как бы вы этого не хотели, берутся из общего опыта развития человека и изучения психологии. Они основаны на тех или иных наблюдениях за женщинами или мужчинами, которые длились определенный период времени. Это та самая "средняя температура по больнице", которая проистекает из большинства реакций представителей того или иного пола. Некоторые из них общество задало своими же собственными рамками, вроде пресловутых "мужчины не плачут", "мужчина - добытчик", "женщина не должна работать", "женщина должна быть женственной". Именно длительное наблюдение схожего поведения создает стереотип. Это как какое-то негласное правило, нарушая которое возникает ощущение того, что это неправильно.

Удастся ли уничтожить все стереотипы со временем? Скорее всего, да. Потому что раньше женщины не носили брюки, а мужчине было зазорно быть домохозяином. Почему это вообще случилось? Как раз потому, что у женщин и мужчин есть возможность наблюдать другую сторону жизни. Опуская историческую точность, поскольку речь не о ней сейчас, в сухом остатке выходит, что женщины видели как живут мужчины, а мужчины как живут женщины. У тех и других возникло чувство протеста, желание получить право жить так же и пользоваться им. За некоторые права, что мужчины, что женщины, сражаются до сих пор.

Это все лирика, но она важна для понимания того, как добиться правдоподобия персонажа и, возможно, даже его ценности для общества. Образ героя, который демонстрирует необходимость наличия права и свободы жить по-другому, а не так, как было навязано вековым опытом, сейчас востребован и популярен.

Первый вариант проработки образа мужчины или женщины.

-3

1) Найдите гендерный стереотип. Не путайте его с физиологическими характеристиками мужского и женского пола. Женщина может быть сильнее мужчины физически, но для этого ей нужно заниматься спортом или быть изначально тяжелее, выше и здоровее него. Может быть, надо быть старше. Это не стереотип, это физика.

Зачем? Для того, чтобы не путать физику и психологию с социологией.

2) Найдя стереотип, насколько бы он вам не нравился, как бы не было сложно, найдите в нем положительные характеристики для обоих полов. Если бы какая-то установка исходно не воспринималась с положительной стороны, то она бы в обществе не укоренилась. Даже человеческие жертвоприношения раньше в каких-то культурах воспринимались положительно, потому что была вера в милость богов после них. Делайте поправки на время, в которое, возможно, он был, если пишете, например, про то, что женщина не должна носить брюки, потому что это не женственно, а мужчина не должен заниматься вышиванием, потому что это не мужественно. Положительной стороной для противоположного пола может быть и, в том числе, повышение значимости своего пола за счет другого. Затем, найдите негативные стороны каждого стереотипа, так же, для каждого пола.

Зачем? Для того, чтобы понимать, почему у стереотипов есть как сторонники, так и противники среди обоих полов.

3) Определите, насколько тот или иной стереотип распространен и устоялся для вселенной вашего произведения. Особенно это касается тех вселенных, в которых берется далекая от современного мира основа. Это же может быть средневековое фэнтези с магами и эльфами, а может быть киберпанк и в каждом могут быть свои понятия о том, что женственно или мужественно, а что нет. Даже если вы хотите в своем произведении затронуть современные проблемы с гендерными стереотипами, вы должны понимать, что это должно быть исторически оправдано в его вселенной.

Зачем? Для того, чтобы вы, как автор, и ваша аудитория при прочтении понимали почему и насколько вопрос в принципе актуален.

4) Определите, в каком обществе ваш персонаж воспитывался, в каком рос и в каком будет находиться в момент развития сюжета. Как мы уже говорили в предыдущих статьях, просто так борец с системой не появляется, потому что для этого нужен толчок и нужно наличие соответствующего инфополя вокруг него. Если ваш герой рос в консервативной семье, потом учился в закрытой академии для девочек или для мальчиков и ему вдалбливали в голову, что только этим стереотипом и надо жить, то, скорее всего, чтобы от него отойти, ему нужен будет действительно весомый аргумент против, т.е. событие или ряд событий, после которого он поймет, что так жить неправильно. Нужно ли ему в принципе, находясь в этой прослойке населения, не соответствовать стереотипу, принятому в его мире? В конце концов, "все так жили и живут и ничего в этом нет такого" - это достаточно распространенная позиция по практически любой жизненной установке.

Зачем? Для того, чтобы его соответствие или не соответствие стереотипу было оправдано и правдоподобно, а не просто было, потому что автор так хочет.

5) Определите, какие черты от стереотипов в персонаже останутся, а какие либо уже ушли, либо уйдут в процессе, а может и те и другие. Опять же, как бы вам этого не хотелось, они полностью не уйдут именно потому, что "так было принято, так было можно, так жили мои родители и их родители".

Зачем? Для того, чтобы персонаж имел точки роста.

Второй вариант проработки образа мужчины или женщины.

-4

Не всегда отход или следование стереотипу нужно закладывать через показанную выше последовательность и подробность. Согласитесь, читая предыдущий вариант построения пляски вокруг мужского-женского, можно проследить, что я говорю больше не об эмоциональной составляющей, а о самом мировоззрении. Т.е. не то что, грубо говоря, мальчик ведет себя, как девочка, или наоборот, а то, что он хочет иметь право на другую модель жизни и следует или не следует этой другой модели.

Прогрессивные люди не делят поведение на мужское и женское, справедливо считая, что люди все разные и у каждого свое мнение, свой взгляд и свои причины вести себя так или иначе. Однако отрицать, что некоторые линии поведения люди привыкли воспринимать как мужские и женские просто не получится. А почему люди так считают, вы задумывались?

Все дело не только в психологии и в устоявшихся моделях поведения, но и в особенностях организма представителей разного пола. Гормоны - это не стереотип, это данность. Окситоцин и тестостерон, два гормона наиболее влияющие на поведение, есть у представителей обоих полов, но у женщин и мужчин разная их выработка. У женщин больше вырабатывается первый, а у мужчин - второй, но это усредненный показатель. Именно из-за него окситоцин и его влияние на поведение зовется "женским", а тестостерон - "мужским".

-5

Это и предыдущее изображение взяты с сайта https://planetaseminarov.ru/ как коротенькая демонстрация
Это и предыдущее изображение взяты с сайта https://planetaseminarov.ru/ как коротенькая демонстрация

Вас никто не просит в своем произведении в подробностях рассказывать о том, что там у персонажа по гормонам. К тому же, с ними тоже идет ситуация любопытная: и их выработка влияет на поведение, и поведение на их выработку. Вы можете не верить в это, это ваше право, но знать о таких исследованиях при проработке образа будет полезно. Существует множество статей, написанных понятным и доступным языком и, если вы отбросите сексизм, стереотипы и вообще свои личные взгляды на то, как надо, то вы сможете увидеть просто зависимость поведения от гормонов и гормонов от поведения (причем, кстати, что самого человека, что тех, что его окружают). Отнеситесь к этому не как к мужскому и женскому, а как к некой закономерности для человека любого пола. Даже если вам неприятно читать, что это вот мужское, а это вот женское поймите, что авторы таких публикаций скорее пытаются как-то провести линию между одним влиянием гормона и другим, нежели оскорбить читающих и проявить сексизм. Если вы человек дотошный, можете даже поиграть в занимательное построение образа на выработке гормонов. Просто имейте в виду: аудитории знать эту тонкость совсем не интересно, ей интересен результат на выходе.

Мораль в этом какая? Ваш герой может быть наделен теми или иными характерными чертами вне зависимости от пола. Просто не удивляйтесь, что аудитория что-то считает женскими чертами, а что-то мужскими, и не осуждайте ее за это. Зачастую такое даже сложно назвать стереотипом: это усредненное восприятие, которое имеет под собой не менее усредненную подоплеку, заложенную через вековые исследования как человеческого организма, так и психологии и социологии. Если вы хотите правдоподобного и реалистичного героя, просто не делайте резкий и полный скачок во всех его характеристиках в сторону полного отрицания этого усредненного показателя. Помните, что на каждое действие свое противодействие. Даже в самом организме человека.

Настало время итогов и эдакой "затравки" для следующей статьи. Рассмотрение под лупой гендерных стереотипов сейчас очень популярное явление. Движение ЛГБТ, феминизм, маскулизм, традиционализм, консерватизм, сексизм - все эти понятия так или иначе раскрываются как при помощи сюжета, так и при помощи освещения поведенческой линии персонажа. Это остро, это скандально, это интересно и это здорово, что автор хочет что-то про это сказать. Плохо, когда автор откровенно на таких "хайповых" темах паразитирует, забывая про логику и реализм и про разные точки зрения на вопрос, зато грозно размахивая флагом с пассажем про толерантность, про вред стереотипов или про то, как они образуют столбы, на которых должно держаться общество. В итоге, он таким образом дискредитирует даже тех, кого хотел поддержать. Ну разве вы хотите такого эффекта?

Спасибо за прочтение! Вдохновения вам!