Найти тему
О прожитом и узнанном

Эпоха Брежнева и эпоха Путина в истории одной московской улицы

В последнее время часто слышу хвалебные оды в адрес нынешнего президента, который, оказывается, за двадцать лет своего правления «поднял Россию с колен». Не хочу спорить с хвалящими результаты двадцатилетнего правления страны Путиным. Лучше сравню с тем, что было при таком же сроке правления другого главы государства – Брежнева. Не стану сравнивать результаты работы в масштабах страны. Лучше расскажу об одной, не самой большой и не самой известной московской улице: о Марксистской. Она тянется от Таганской площади до Волгоградского проспекта. Всего пару километров.

Итак, повернёмся спиной к центру столицы и пойдём по этой улице в сторону МКАД. На правой стороне улицы, недалеко от Таганской площади во времена правления Л.Брежнева находился НИИтракторосельхозмаш. Один из десятков, если ни сотен НИИ, работавших в Москве. Во времена В.Путина такого института нет.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Нынешней власти он не нужен. Значит, нет развития ни тракторостроения, ни сельхозмашиностроения, остатки отечественного сельского хозяйства живут за счёт импортных машин. Нынешние властители страны успешно похоронили мечту Ленина о сотне тысяч тракторов. За советские времена промышленность выпустила, должно быть, миллионы тракторов и другой техники для села.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В 2019 году, когда мы уже два десятилетия «встаём с колен», в России выпущено всего 6,9 тысяч тракторов. Дореформировались! Спасибо белорусам, они свою промышленность не порушили, не раздербанили, не разворовали…

В институте работали специалисты своего дела, профессионалы. Не манагеры.

Идём дальше. Здесь же, на правой стороне улицы стоит здание «ГИПРОТЯЖМАШ»а. Здание есть, а самого проектного института, созданного в 1930 году, по сути, нет. А ведь этот институт проектировал Уралмашзавод, Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, Харьковский тракторный, Атоммаш…

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

И в нём работали высококвалифицированные спецы. Профаны завод не спроектируют. Раз нет института, нет профессионалов, то не будет и заводов-гигантов тяжёлого машиностроения. Уже тридцать лет занудливо долдоним о малом бизнесе, гиганты не нужны. Доживаем советское наследие.

А на левой стороне улицы, напротив, до нынешней власти была фабрика «Кардолента», без продукции которой не обходилась лёгкая промышленность. Не нужна эта продукция, нет фабрики, нет и своей лёгкой промышленности.

Далее на правой стороне улицы стоит современное здание, в котором с середины семидесятых размещались райком и райисполком Ждановского района. Тогдашняя власть. Власть сменилась, сменился флаг над зданием, сменилось название района. Теперь сидит другая власть – префектура ЦАО Москвы. Власть – не промышленность, она себе нужна, себя не обидит.

Пошли дальше. Проходим ещё один огромный современный корпус. Бывшего Первого московского часового завода. Корпус построен в конце семидесятых. А сам завод тоже один из первенцев первой пятилетки. К концу своей истории завод выпускал до пяти с половиной миллионов часов в год. Около шестидесяти процентов своей продукции поставлял в более чем шестьдесят стран мира. В том числе в Англию, Канаду, Францию, и прочую Европу. Через Панаму поставлял и в США. И если на ранее перечисленных предприятиях и институтах работали сотни человек, то на этом заводе до его уничтожения работало семь с половиной тысяч. И тоже, в основном, мастера своего дела. Не зря на Всемирной выставке в Брюсселе ещё в 58-м завод получил Золотую медаль за самый плоский механизм мужских наручных часов. Кстати, на той же выставке Горьковский завод получил Гран-при за «Чайку», «Волгу» и «ГАЗ-52».

Волга ГАЗ-21.Фото из открытых источников.
Волга ГАЗ-21.Фото из открытых источников.

Выходит, совсем не галошами славилась наша промышленность. Сегодня она и пресловутыми галошами похвалиться не может. Не на коленях она стоит, а лежит на брюхе.

Кто-то скажет, что 1958 год – не эпоха Брежнева. Согласен. Это даже не хрущёвская, а сталинская эпоха. За несколько лет ни промышленность, ни отрасль мирового уровня не построишь. Строили с начала тридцатых.

Недавно как-то рассказывали об открытии в Калужской области какого-то швейного предприятия знаменитого зарубежного бренда. Говорили как о великом достижении о создании сотен новых рабочих мест. А на 1МЧЗ семь с половиной тысяч, как корова языком слизнула…

Дальше стоит музыкальное училище. Пугачёва его когда-то кончала. По-прежнему, училище работает, Пугачёва звездится.

Вот и дошли до Волгоградского проспекта. На этом наша экскурсия заканчивается. Но если бы прошли или проехали всего несколько километров по этому проспекту, то увидели бы жилые дома на месте Первого ГПЗ, тоже первенца подшипниковой промышленности в СССР. Нет своих подшипников, значит – нет своего машиностроения. А ведь когда-то 1ГПЗ конкурировал со шведами. Его подшипники и в многотонных самосвалах работали, и в космосе использовались. По соседству с заводом был свой НИИподшипниковой промышленности. На заводе работало около 30 тысяч человек. И тоже – все специалисты, умеющие делать сложнейшую продукцию.

А дальше по Волгоградке – корпуса АЗЛК, который в прошлые времена успешно работал. Были годы, когда за рубеж уходило до 75% выпускавшихся «москвичей». Нет сегодня АЗЛК. Нет и десятков тысяч работавших на нём специалистов.

И при всех заводах были свои поликлиники, пионерские лагеря, дома или дворцы культуры, стадионы и дворцы спорта, строилось жильё для работников. Бесплатное жильё. Была жизнь.

А теперь только рассказы о том, как мы поднимаемся с колен. Будто не те же люди и поставили некогда могучую державу сначала на колени, а потом её остатки втоптали в грязь лицом.

Вот так в истории одной московской улицы, как в зеркале, отразилась недавняя история всей страны.

Подписка, лайки и комментарии – на усмотрение читателей.