Найти тему

Илларион Михайлович Прянишников. Часть 2

Василий Перов. Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862
Василий Перов. Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862

В других «живописных новеллах» Прянишникова проявились его сатирические наклонности. И здесь мы видим его близость уже к литературным произведениям Антона Павловича Чехова.

В ожидании шафера, 1891
В ожидании шафера, 1891

Вообще судьбы Прянишникова и Чехова были во многом близки. Илларион Прянишников вырос в семье небогатого провинциального торговца, Антон Чехов – внук крепостного, сын мелкого таганрогского купца. В детстве оба, и Прянишников, и Чехов, вопреки собственному желанию должны были постигать все премудрости многочисленных обязанностей мальчика из лавки. Антон – в лавке отца, Илларион – у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Но обоим судьбой суждено было пойти не по коммерческой части, а проложить яркие, самобытные пути в большом искусстве.

Чтение письма в мелочной лавке. 1864
Чтение письма в мелочной лавке. 1864

« Чтение письма в мелочной лавке ». Молодая женщина, видимо, нашедшая место прислуги в городе, получила весточку от родных из деревни и, не зная грамоты, пришла в лавку просить хозяина прочитать ей письмо. Картина строится на контрастах между важным апломбом лавочника, снисходительно вникающего в деревенские вести, праздным любопытством ухмыляющегося приказчика и трепетным волнением героини, для которой за нескладными строками письма встает целая жизнь, до боли близкая и понятная. Чеховский рассказ «На святках» – словно попытка воссоздать предысторию ситуации, изображенной Прянишниковым. Героиня рассказа Василиса пришла к Егору, брату трактирщика, с просьбой написать письмо дочери, уехавшей из деревни в город с мужем, получившим место швейцара. Василисе столько хотелось бы поведать дочери – и о том, как она стосковалась в разлуке, и о своих деревенских бедах. Но Егору некогда ждать, пока Василиса соберется с мыслями, и он лихо строчит что попало, полагая, что лучше знает, как и что писать. В рассказе Чехова – тот же психологический контраст. Егор – это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником; и мы сочувствуем обеим женщинам.

На тяге. 1881
На тяге. 1881

Картина И. Прянишникова «На тяге» изображает нетерпеливое, страстное ожидание охотника, который застыл среди голого весеннего леса с не сошедшим ещё снегом и, подняв голову, чутко прислушивается, не раздастся ли долгожданный шум крыльев. Этой картине созвучен чеховский рассказ «Рано!». Герои рассказа идут в лес даже без ружья, заложенного в трактире, лишь бы только постоять на тяге: «Слюнка и Рябов, осторожно шлепая по талому снегу и увязая в грязи, проходят по краю леса шагов двести и останавливаются. Лица их выражают испуг и ожидание чего-то страшного, необыкновенного. Они стоят как вкопанные, молчат, не шевелятся, и руки их постепенно принимают такое положение, как будто они держат ружья со взведенными курками».

Прянишников и Чехов, хорошо знакомые с миром «маленьких людей», в своих произведениях сосредотачивали внимание не на житейских невзгодах героев, как это было распространено в искусстве начала и середины XIX века, а на разнообразии человеческих индивидуальностей, неповторимости характеров и темпераментов. Оказалось, что у этих «маленьких людей», на которых солидная публика привыкла смотреть свысока, если не с презрением, то со снисходительной жалостью, тоже есть сильные чувства, есть свои увлечения, доходящие до страстного азарта, до полного самозабвения.

Охота пуще неволи. 1881-1882
Охота пуще неволи. 1881-1882

«Охота пуще неволи» – так назвал Прянишников одну из своих картин. На городской окраине по колено в мутной, мелкой речушке стоит человек в потрепанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. День выдался пасмурный и ненастный. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Но этому человеку важен даже не улов, а сам процесс ужения, всецело его захвативший, ставший для него каким-то священным ритуалом, наполняющим его душу торжественной значительностью. Со стороны такая сцена может показаться нелепой и комичной, но мягкая, всепонимающая ирония художника заставляет зрителя проникнуться сочувствием к этой неуемной, безоглядной рыболовной страсти.

Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял!». Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут... А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть... Всё одно, как запой... Ты не хочешь, а тебя за душу тянет».

В мастерской художника. 1890
В мастерской художника. 1890

Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» и картина Прянишникова «В мастерской художника». Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Она с такой любовью и самоотвержением заботится о Клочкове, настолько преисполнена сознанием важности его дела, что готова бесконечно стоять перед ним с прорисованными угольком на теле ребрами, не жалуясь на стужу дешевого меблированного номера, в котором они живут.

Полотно Прянишникова – словно продолжение рассказа об Анюте, которая так же терпеливо позирует художнику в такой же холодной комнате и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова. Даже чеховская деталь – шерстяной платок, который набрасывает на обнаженные плечи Анюта, – сохранена у Прянишникова.

В провинции. Эскиз. 1893
В провинции. Эскиз. 1893

Эскиз «В провинции» очень напоминает ранний чеховский рассказ «Тоска». Возможно, искания Чехова, младшего современника Прянишникова, не прошли не замеченными для художника и оказали какое-то воздействие на его творчество.

Жестокие романсы. 1881
Жестокие романсы. 1881

В последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Выставка не прошла мимо внимания Чехова. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. При взгляде на эту картину вспоминается чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс, и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. А поза и выражение лица героя Прянишникова, чем-то отдаленно напоминающего завывающую собаку, вызывают в зрителе чувство, сходное с высказываниями чеховской Шарлотты: «Ужасно поют эти люди... фуй. Как шакалы». Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок.

В 1880-90-е годы Прянишников работал и над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере», «Общий жертвенный котёл в престольный праздник», «Крестный ход» и др.

Крестный ход. 1893
Крестный ход. 1893
Спасов день на севере. 1887
Спасов день на севере. 1887
Общий жертвенный котел на престольный праздник. 1888
Общий жертвенный котел на престольный праздник. 1888
Сельский праздник. 1870
Сельский праздник. 1870
Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии. 1890
Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии. 1890

Илларион Михайлович хорошо изобразил и детскую тему.

Воробьи. Ребята на изгороди. 1883
Воробьи. Ребята на изгороди. 1883
В засаде
В засаде
Ребятишки-рыбачки. 1882
Ребятишки-рыбачки. 1882

С 1873 года практически до конца жизни мастер преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие. Константин Коровин вспоминал о своем отношении к «высокому, худому, со светлыми соколиными глазами» учителю: «Не жалуешь и не надо, ну и ничего, а любил я его всей душой и считал талантливейшим человеком... Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы... Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».

Закладка московского Успенского собора. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
Закладка московского Успенского собора. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
Николай Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
Николай Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
Постройка Троице-Сергиевой лавры. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
Постройка Троице-Сергиевой лавры. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877

Портреты И. М. Прянишникова

Госпожа Белюстина М. Г.
Госпожа Белюстина М. Г.
Старик. 1880
Старик. 1880
Портрет В. Ф. Белютина. 1870
Портрет В. Ф. Белютина. 1870

Севастопольская тема

Строительство укреплений в Севастополе. 1871-1872
Строительство укреплений в Севастополе. 1871-1872
Приготовление к ночной атаке. 1872
Приготовление к ночной атаке. 1872
Адмирал П.С.Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года. 1871-1872
Адмирал П.С.Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года. 1871-1872

Илларион Михайлович Прянишников. Часть 1