Что ж, вместе с зимой подошёл к концу и наш цикл материалов, посвящённых нюансам эксплуатации двигателя автомобиля в условиях пониженных температур. В ходе работы над ним мы успели посетить несколько российских регионов с разным климатом, тщательно и исчерпывающе осветив вопрос прогрева двигателя и сопутствующие темы. Кто позабыл, напомним, что главными действующими участниками, постоянно соперничавшими между собой, были система автозапуска двигателя и автономные предпусковые обогреватели от разных производителей. Для большей достоверности мы провели ряд практических тестов и экспериментов, многие из которых были сопряжены с известным риском и сопровождались весьма опасными разрушениями. Результаты неизменно заносились в сравнительную таблицу, и сегодня в неё будут добавлены последние штрихи, которые позволят наглядно оценить преимущества и недостатки каждого из упомянутых способов прогрева двигателя. Также в каждом из предыдущих выпусков были продемонстрированы наиболее распространённые уязвимости штатных охранных систем, которыми злоумышленник может воспользоваться с целью угона автомобиля во время его прогрева. Всё это и многое другое предлагается вашему вниманию по следующим ссылкам: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, мы же приступаем к «финальному аккорду».
Что нас ждёт сегодня?
Нынче мы проведём ещё одно практическое сравнение эффективности системы автозапуска и предпускового обогревателя – для «затравки» сразу же сообщаем, что итоговые его результаты оказались совершенно не такими, как ранее! Вновь поговорим о безопасности эксплуатации автомобильных аккумуляторов, смоделировав весьма распространённую ситуацию, чреватую взрывом АКБ. Конечно же, будет рассказано о том, как избежать подобного развития событий в вашем автомобиле. Ну и, как обычно, вы узнаете о ещё одной уязвимости противоугонной системы, устранение которой позволит вам более надёжно защитить свой автомобиль.
Автозапуск против предпускового обогревателя. Последний раунд
Напоследок вновь вернёмся к главной теме всей серии статей, которой является практический сравнительный анализ технических и других характеристик самых популярных в России предпусковых обогревателей и систем автозапуска. Напомним, ранее мы задействовали для составления сравнительной таблицы мощные автомобили с объёмными двигателями: Toyota Fortuner, BMW X6 и другие. Сегодня же вводные изменятся, и в качестве испытуемого будет выступать малолитражный «бюджетник» Volkswagen Jetta, что существенно скажется на результате.
Исходные данные и конечный результат первого этапа следующие: температура внутри салона составляла -13,1С, запущенный дистанционно с автозапуска двигатель проработал 20 минут, прогрев автомобиль всего до -11,5С. На втором этапе в течение того же времени испытывался предпусковой нагреватель, изменивший температуру с -13,8 до -10 градусов по Цельсию. Как видите, если сравнивать текущие результаты с добытыми в ходе предыдущих тестов, картина получается прямо противоположной: обогреватель оказался немного эффективней двигателя, тогда как в BMW автозапуск прогревал салон практически в 1,5 раза быстрее! Откуда же взялась такая разница, ведь температура окружающей среды в обоих случаях была одинакова и использовались котлы одной и той же модели?
Здесь следует понимать, что на скорость прогрева салона двигателем, работающим на холостом ходу, могут влиять разные факторы. К примеру, часть современных машин оборудована электрическими тэнами для более оперативного прогрева. Кроме того, существенно сказываются и характеристики самого двигателя: скажем, высокоэффективные моторы бюджетных моделей группы VAG (Volkswagen, Audi, Skoda), как в нашем случае, отличаются весьма низкой теплоотдачей. Как следствие, их прогрев на холостых оборотах довольно невелик, что не позволяет качественно отапливать салон и делает автозапуск неэффективным.
Соответственно, владельцам таких автомобилей лучше использовать для обогрева не двигатель машины, а именно предпусковые котлы, которые к тому же потребляют гораздо меньше топлива и избавляют мотор от известных рисков «холодного» пуска (о них речь пойдёт чуть позже). С другой стороны, автозапуск будет незаменим в жаркую пору года, когда припаркованный на стоянке автомобиль может адски разогреться. Ну а привести салон в комфортное состояние позволит удалённая активация системы кондиционирования.
Выводы
Итак, по итогам сегодняшнего и прошлых практических тестов можно сделать вывод, что с точки зрения эффективности и выгодности как у автозапуска, так и у предпусковых обогревателей есть ряд веских преимуществ друг перед другом, равно как и недостатков. При этом и те, и другие в отдельно взятых случаях проявляются в разной мере, на что влияет множество факторов: климатические условия, технические характеристики двигателя, особенности эксплуатации и так далее. Поэтому однозначно отдать победу одному из этих способов прогрева невозможно, что, впрочем, никак не мешает систематизировать полученную информацию, сделав кое-какие выводы.
В случае уличного хранения и постоянной эксплуатации автомобиля с высоким КПД двигателя в регионах, где средняя зимняя температура опускается ниже -20С, в деле прогрева мотора однозначно выигрывает автономный предпусковой нагреватель. При этом любителям комфортной езды, не желающим начинать движение в холодном салоне, для обогрева последнего можно использовать в качестве дополнительного инструмента и автозапуск. Правда, такой двухэтапный подход будет куда более затратным.
Если же вы живёте в относительно тёплой климатической местности, где средняя зимняя температура не опускается ниже -5-10 градусов, машина приобретается на срок до 5 лет (т.е., рабочий ресурс двигателя и остальных агрегатов для вас не важен), а работающий во время стоянки мотор не будет раздражать окружающих, то вполне хватит и возможностей системы автозапуска. Естественно, в таком случае не забывайте о всех тех мерах безопасности, о которых мы рассказывали в этом и предыдущих выпусках, а также следите за тем, чтобы автомобиль был припаркован на нейтральной передаче.
Не упомянутые ранее преимущества предпусковых обогревателей
В качестве эпилога мы решили рассказать о ещё одном очевидном преимуществе автономных котлов, которое не было повода осветить ранее – имеется в виду меньший износ двигателя и более экономное расходование его моторесурса. Вполне логично, что избавленный от необходимости систематически выполнять весьма вредный «холодный пуск» двигатель прослужит дольше, что отчётливо демонстрируют результаты элементарных вычислений амортизации. Итак, по оценкам экспертов-мотористов каждый «холодный старт» прибавляет двигателю 100-500 (в зависимости от температуры окружающей среды) километров поверх пробега, отображаемого на одометре. Если взять наиболее холодный период зимы (декабрь-февраль), получим такой результат: 90 дней * 500 километров = 45000 км. По статистике, средний срок эксплуатации автомобиля в России равен пяти годам, а это уже 225 000 лишних километров только за счёт холостой работы двигателя с целью прогрева! К слову будет сказано, помните об этом и во время приобретения подержанного автомобиля, и лучше отдайте преимущество тем из предложенных на вторичном рынке автомобилям, которые эксплуатировались в паре с предпусковым обогревателем.
Таким образом, добавив выявленные сегодня сильные и слабые стороны предпусковых обогревателей и системы автозапуска в общую финальную таблицу результатов, получаем более-менее исчерпывающую завершённую картину, которой и заканчивается наш цикл материалов.
Продолжение: Тестирование АКБ на предмет взрывоопасности и очередная чреватая угоном уязвимость системы автозапуска автомобиля.