Чтобы написать женский детектив, вовсе не обязательно быть женщиной. Просто надо писать, как пишет женщина, пишущая детектив. Это непросто.
В принципе, женщина может написать что угодно, хоть инструкцию к перфоратору, но женские детективы пишутся особенным образом.
А что? Былины, между прочим, тоже по схеме писали. Все строго: девушка – красная, молодец – добрый, груди – белые. «И схватил тую змею за белы груди». Калин-царь – собака, он и сам себя так величает: «И я, собака-Калин-царь».
Но вернемся к женским детективам.
Итак, главная героиня – женщина. У нее может быть какой-нибудь муж, но он не должен мешать действию. Важно, чтобы он вовремя ушел на работу (уехал в командировку). Идеальный вариант – милиционер, капитан дальнего плаванья, генерал или двинутый профессор.
Решив писать мужа, хорошо подумайте, ведь героиня должна быть ему верна, а это создаст вам кучу проблем и сильно обеднит любовную линию. Могут быть даже какие-нибудь дети, но тогда пусть будут еще нянька и домработница. Их задача – украсить текст милыми бытовыми мелочами.
1. Вместо «пошла» и «решила» нужно писать «направилась» и «вознамерилась». Так принято. Вместо «не звала его гулять» пишите «не проявляла инициативы в плане прогулок».
Про слово «сказала» вообще забудьте. Героини женских романов не говорят. Они изрекают, недоумевают, удивляются, возмущаются, заявляют, интересуются, «находятся, наконец», укоризненно обращаются, убеждают, критикуют, осклабливаются, признаются, «подумав, отвечают», произносят, взвиваются, восклицают, шепчут, визжат, всхлипывают, щебечут, шипят, фыркают, пищат, рычат, мычат, охотно делятся своими мыслями и орут дурниной. Последнее относится только к книгам Донцовой. У нее всегда кто-нибудь орет дурниной.
2. Никаких больше коротких предложений! Все должно быть деепричастное, сложноподчиненное и со множеством эпитетов. Платят-то за объем.
То есть вместо диалога
«–Ты поедешь со мной на дачу?
– Конечно!»
нужно писать:
«–Ты можешь поехать со мной, – вкрадчиво заметила Катя, лучисто прищурилась и торопливо продолжила, – ведь на работе у тебя…, муж твой… и явится не скоро, а на даче у меня…, и тебе там будет… Представь себе…
Хотя все, что говорила подруга, показалось мне довольно глупым, я поняла, что Катя от своей идиотской затеи не отступится, и подумала, что на работе у меня и правда…, муж мой… и появится не скоро, а на даче у Кати…, и мне там будет… Потом представила себе…, что… Да и…
– Так когда мы уезжаем? - мило улыбнувшись, осведомилась я»
(многоточиями заменены различные подробности, которые хорошо было бы растянуть еще на пару страниц).
3. И вообще – больше деталей! Если речь идет о машине, стоит вскользь заметить, кем, когда и на какие деньги она была куплена. Хотя слова «купили» стоит избегать – «приобрели» гораздо шикарнее.
Если в тексте упоминается собака, нужно вспомнить, при каких обстоятельствах она появилась в доме. И столько раз вспоминать, сколько эта несчастная собака упоминается. Донцова, например, так всегда делает. Не бойтесь пользоваться другими вашими же книгами. Если в одной книге написали биографию героини на десяти страницах, смело вставляйте её в текст, не изменяя.
4. Милые неточности только украсят повествование. Пишите, что пятнистых догов часто называют далматинцами, Winamp – марка бытовой техники, а героиня «изящным движением положила в сумочку системный блок», а «ее поезд на Токио с Белорусского вокзала отходил через десять минут».
Если вы забыли имя второстепенного персонажа – не беда. Ну и что, что в начале повествования домработницу или секретаршу звали Леной, а в конце Танюшей! Нечего так подробно и вдумчиво читать дамские детективы.
5. Не стесняйтесь писать про себя. Ну или про человека, чья фотография будет на обложке. Каждая вторая героиня Устиновой носит очки в тонкой стильной оправе, а в любой книге Донцовой есть хотя бы пара-тройка мопсов.
6. В детективе обязательно кого-нибудь убивают. Даже в дамском. Так что без небольшого изящного трупа вам не обойтись. О мотивах для того, чтобы начать расследование, не беспокойтесь. Они вам не понадобятся. Это Шерлока Холмса приходилось долго упрашивать, чтобы он поднялся с кресла и поехал в загадочный Баскервиль-Холл.
Героиня женского романа целыми днями бегает по улицам в поисках хоть какого-нибудь трупа. Или ей доставляют его на дом. А уж найдя труп, она, само собой, жизни не пожалеет, чтобы отыскать убийцу.
7. Читателя надо постоянно учить. Вставляйте в текст побольше поговорок, пословиц, житейских советов и кулинарных рецептов. Если советы и рецепты у вас кончились, откройте любой женский журнал ближе к последней странице – оттуда можно взять.
8. Главная черта женского иронического детектива – искрометный юмор. Его вы найдете на последней странице любой газеты и на сайте «Анекдот.ру».
9. Тонкий психологизм – ваше смертоносное оружие. Непременно введите в роман любовную линию, а можно и не одну. Не стесняйтесь: так поступала еще Агата Кристи. Пусть вашу невзрачную (или ослепительную – по вкусу) героиню тайком любит бывший одноклассник, а ныне полковник милиции. Увидите, он пригодится в финале.
10. Над тем, чтобы в финале сошлись концы с концами, особенно не трудитесь. Главное, чтобы вовремя появился милиционер (спецназовец, муж, бывший одноклассник, случайный знакомый, сантехник из ЖЭКа, добрый мафиози), который в последний момент спасет героиню из темного подвала, выхватит ее из лап «трансплантаторов» детских и женских органов, снимет с крыши или выведет из супермаркета. А заодно и объяснит, в чем, собственно, было дело, кто кого и за что убил.
Потому что как ни крути без мужчины в финале женского детектива не обойтись.
Мангуст (Алиса Орлова)
PS. В качестве бонуса - ссылка на текст о реальных женщинах-детективах.