Найти тему
MAD TOSBY

«Давным-давно мир был полон чудес...»

Фото ©️ Дисней Студиос
Фото ©️ Дисней Студиос

...А вол­шебс­тво по­мога­ло жить. Го­товы от­пра­вить­ся в по-нас­то­яще­му не­забы­ва­емое пу­тешес­твие?

Тог­да бы­ли вре­мена, ког­да су­щес­тво­вали ма­ги, и ма­ги де­лали жизнь бо­лее удоб­ной и по­нят­ной. Но ма­гия — шту­ка слож­ная, и да­валась она да­же тог­да да­леко не всем. По­тому в ка­кой-то мо­мент мир и стал при­думы­вать бо­лее прос­тые спо­собы ула­живать на­сущ­ные проб­ле­мы, а ма­ги — ма­ги отош­ли в дав­ние вре­мена, упо­мина­ния о ко­торых ос­та­лись лишь в сказ­ках да квес­тах. Два бра­та-эль­фа — И­эн (Том Хол­ланд) и Бар­ли (Крис Пратт) Лай­тфу­ты — жи­вут вмес­те со сво­ей твёр­до сто­ящей на но­гах ма­мой-хо­хотуш­кой Ло­рел (Джу­лия Луи-Дрей­фус), от­но­ситель­но ужи­ва­ясь с её су­рово-ве­сёлым уха­жёром кен­тавром Коль­том (Мэл Род­ри­гез), офи­цером по­лиции. Очень дав­но, ког­да ре­бята бы­ли ма­лень­ки­ми, они по­теря­ли от­ца, и с тех пор па­мять о нём вклю­ча­ет в се­бя толь­ко па­ру фак­тов да а­уди­окас­се­ту с за­писан­ным го­лосом.

И имен­но в этот мо­мент, в шес­тнад­ца­тый день рож­де­ния И­эна, слу­ча­ет­ся то, че­го ник­то не мог пред­ви­деть: ма­ма пе­реда­ёт сы­новь­ям по­дарок, ко­торый отец стро­го-нас­тро­го зап­ре­тил от­да­вать им, по­ка обо­им не ис­полнит­ся шес­тнад­цать. Вмес­те с по­сохом ре­бята по­луча­ют за­вет­ный ещё один факт: отец-то, ока­зыва­ет­ся, был ма­гом! По­верить в это слож­но, но пря­мо сей­час его мож­но вос­кре­сить — прав­да, все­го на один день. Но ведь один день, ког­да вы не ви­делись веч­ность, — это так мно­го! Со­вер­шенно не­уди­витель­но, что имен­но И­эн, ко­торый очень до­вер­чи­во, но всё же скеп­ти­чес­ки от­но­сит­ся к дан­ной воз­можнос­ти, в ито­ге и умуд­ря­ет­ся про­вер­нуть это де­ло. Прав­да… Толь­ко на­поло­вину. И те­перь ре­бятам за двад­цать че­тыре ча­са — до кон­ца дей­ствия зак­ли­нания — пред­сто­ит до­быть но­вый Ка­мень Фе­ник­са для по­соха, что­бы вос­ста­новить так и не по­явив­шу­юся вер­хнюю по­лови­ну от­ца, ори­ен­ти­ру­ясь лишь на ска­зоч­ные квес­ты и собс­твен­ную сме­кал­ку.

Фото ©️ Дисней Студиос
Фото ©️ Дисней Студиос

Но­вое ани­маци­он­ное прик­лю­чение Disney и Pixar «Впе­рёд» (2020), пер­вый пол­но­мет­ражный фильм пос­ле не ме­нее прек­расной «Ис­то­рии иг­ру­шек 4» (2019), — это вол­шебная ком­би­нация яр­ко­го, по-пик­са­ров­ски уз­на­ва­емо­го ми­ра и не­веро­ят­ной по глу­бине воз­дей­ствия на че­лове­чес­кую ду­шу доб­ро­ты, прип­равлен­ной свет­лой грустью, мес­та­ми шо­киру­ющей си­лой сво­ей прав­ди­вос­ти. Это доб­рая ис­то­рия о брать­ях, каж­дый из ко­торых по-раз­но­му про­жива­ет по­терю ро­дите­ля, об их вза­имо­от­но­шени­ях, в си­лу воз­раста и не­допо­нима­ния слож­ных, но при­ходя­щих в ито­ге к пра­виль­но­му зна­мена­телю; о том, что не всег­да в жиз­ни всё идёт так, как ты это пла­ниру­ешь. Осо­бен­но — ес­ли ты все­го лишь ре­бёнок, ос­тавший­ся один на один со сво­ей скорбью. Со­вер­шенно не­понят­но, как справ­лять­ся с нес­пра­вед­ли­выми и трав­ми­ру­ющи­ми фак­та­ми жиз­ни, ко­торая бро­са­ет их на те­бя, не счи­та­ясь ни с воз­растом, ни с мо­раль­ны­ми си­лами, ни с сос­то­яни­ем ду­шев­ной го­тов­ности, ведь нет ка­кого-то уни­вер­саль­но­го спо­соба об­легчить про­ис­хо­дящее. Ни И­эн, ни Бар­ли не зна­ют, что пра­виль­но, и по­тому дей­ству­ют так, как им под­ска­зыва­ет сер­дце — по­рой оши­ба­ясь, по­рой спо­тыка­ясь, но неп­ре­мен­но за­дей­ствуя свой опыт про­жива­ния жиз­ни, что и де­ла­ет их прик­лю­чение цен­ным для обо­их — как для каж­до­го по от­дель­нос­ти, так и для них вмес­те.

Оз­ву­чивать брать­ев бы­ли выб­ра­ны Том Хол­ланд и Крис Пратт, уже ра­ботав­шие вмес­те в мар­ве­лов­ской ни­ше. Вы­бор ока­зал­ся пот­ря­са­юще удач­ным: что Хол­ланд, что Пратт очень по­хожи на се­бя ани­маци­он­ных (и внеш­не, и ка­ким-то под­созна­тель­ным чувс­твом до­верия к рас­ска­зыва­емой ис­то­рии), не го­воря уже о том, что как ак­тё­ры они в прин­ци­пе нра­вят­ся по­дав­ля­юще­му боль­шинс­тву зри­телей. Сам же сю­жет нес­прос­та нас­толь­ко про­ник­но­вен­ный и вов­ле­ка­ющий: Дэн Скэл­нон, ре­жис­сёр это­го филь­ма и кар­ти­ны «Уни­вер­си­тет монс­тров» (2013), на­низы­вал ис­то­рию на собс­твен­ный опыт, ког­да он и его брат по­теря­ли от­ца в нас­толь­ко ран­нем воз­расте, что сов­сем не пом­ни­ли его. Из дос­тупных ве­щей у брать­ев бы­ли лишь нем­но­гие фо­тог­ра­фии и без­звуч­ные ви­део — до мо­мен­та, ког­да не­ожи­дан­но в шес­тнад­цать лет Дэ­на дя­дя с тё­тей при­сыла­ли плён­ку, на ко­торой мож­но бы­ло ус­лы­шать го­лос от­ца: все­го два сло­ва, ни боль­ше ни мень­ше (не­боль­шое ви­део с ре­жис­сё­ром мож­но уви­деть здесь).

Фото ©️ Дисней Студиос
Фото ©️ Дисней Студиос

И­эн, ра­зуме­ет­ся, фи­гура в филь­ме глав­ная — каж­дый из ге­ро­ев оди­нок по-сво­ему, но И­эн единс­твен­ный, кто стра­да­ет из-за не­воз­можнос­ти раз­де­лить своё оди­ночес­тво. Грус­тный и доб­рый под­росток, по­терян­ный в ми­ре эмо­ци­ональ­но от­личных от не­го лю­дей, он пы­та­ет­ся най­ти се­бя, на­де­ясь, что при­мер от­ца неп­ре­мен­но ему в этом по­может. Его экс­тра­вер­тный брат ув­ле­чён ма­гичес­ки­ми шту­ками, ни­кого кро­ме не­го не ин­те­ресу­ющи­ми, мать — в но­вых от­но­шени­ях, хоть и по-преж­не­му чтит па­мять умер­ше­го му­жа, лю­бит сы­на и всег­да под­держит в труд­ных мыс­лях. Здесь нет ви­нова­тых: это путь, ко­торый И­эн дол­жен прой­ти са­мос­то­ятель­но. Пы­та­ясь приб­ли­зить­ся к от­цу, ко­торо­го он не знал и ко­торый на­вер­ня­ка мог бы стать для не­го при­мером, И­эн да­же подс­тра­ива­ет раз­го­вор на сох­ра­нив­шей­ся плён­ке под не­сущес­тву­ющий ди­алог. Его му­ча­ет воп­рос: «Ка­ким был в мо­ём воз­расте па­па?», на ко­торый он не мо­жет най­ти от­ве­та — ни у слу­чай­но встре­чен­но­го од­но­кур­сни­ка, знав­ше­го от­ца, ни у ма­мы, ни у бра­та.

Бар­ли и И­эн, од­на­ко, — не очень друж­ные братья. Бар­ли ви­дит­ся И­эну чу­диком, по­мешан­ным на квес­тах и во­об­ще край­не стран­но про­водя­щим до­суг: он, нап­ри­мер, в своё сво­бод­ное вре­мя за­чем-то пре­пятс­тву­ет раз­ру­шению ис­то­ричес­ких зда­ний. Бар­ли лю­бит бра­та, но зас­тенчи­вому и оди­ноко­му внут­ри И­эну не нуж­на та­кая шум­ная, ак­тивная лю­бовь, ко­торой он очень, в си­лу воз­раста, стес­ня­ет­ся. И­эн бе­реж­но хра­нит все сох­ра­нив­ши­еся от от­ца фак­ты, и ког­да по­луча­ет от ма­тери сви­тер, ког­да-то при­над­ле­жав­ший от­цу, бе­режёт его как зе­ницу ока — в от­ли­чие от Бар­ли, ведь это все­го лишь вещь, пусть и с па­мятью внут­ри. Братья про­тиво­пос­тавля­ют­ся друг друг с са­мого на­чала: сми­рен­ная, оди­нокая скорбь И­эна об от­це, ко­торо­го он не знал, не мо­жет най­ти то­чек пе­ресе­чения с, ка­залось бы, сов­сем за­быв­шим об от­це Бар­ли, аб­со­лют­но не­сен­ти­мен­таль­но про­дол­жа­ющим жить так, как буд­то ни­чего не про­изош­ло. И­эн хо­чет быть по­хожим на от­ца и, бу­дучи очень бо­яз­ли­вым и зас­тенчи­вым пар­нишкой, бе­зус­пешно пы­та­ет­ся на­чать но­вую жизнь по спис­ку пу­га­ющих его дел, за­вер­ша­емых за­вет­ным «быть как па­па». У брать­ев бу­дут и мо­мен­ты еди­нения душ, и кон­флик­ты, ког­да И­эн бу­дет го­ворить ког­да-то ус­лы­шан­ны­ми сло­вами взрос­лых, не по­нимая, ка­кую боль при­чиня­ет бра­ту, и нас­то­ящие раз­го­воры, ког­да мы вмес­те с И­эном нач­нём по­нимать, что Бар­ли прос­то ина­че про­жива­ет го­ре, чем И­эн, но по­ка всё это в бу­дущем.

Фильм прек­расно ба­лан­си­ру­ет и на гра­ни ве­сёло­го аб­сурда, за­дей­ствуя со­вер­шенно бе­зум­ные сю­жет­ные хо­ды та­ким об­ра­зом, что они ста­новят­ся ис­клю­читель­ны­ми от­ли­читель­ны­ми осо­бен­ностя­ми ис­то­рии. Он иде­аль­но сме­шива­ет их с очень неж­ны­ми и хруп­ки­ми сю­жет­ны­ми связ­ка­ми, ко­торые тро­га­ют до глу­бины ду­ши. Как это всег­да бы­ва­ет с очень хо­рошей кар­ти­ной, сю­жет со­дер­жит в се­бе мно­го по­сылов, ко­торые, бы­ло бы же­лание, мож­но раз­га­дывать бес­ко­неч­но. Здесь и мо­тив раз­ли­чия и оди­нако­вой не­об­хо­димос­ти ин­ди­виду­аль­но­го и сов­мес­тно­го про­жива­ния го­ря, упо­мяну­тый ра­нее. И важ­ность ко­ман­дной ра­боты: имен­но бу­дучи ко­ман­дой, братья со­еди­ня­ют ма­гичес­кий дар И­эна (нас­ледс­тво от­ца, на ко­торо­го он стре­мит­ся быть по­хожим) и об­ширные зна­ния Бар­ли о вол­шебс­тве. Здесь ве­ра в се­бя и собс­твен­ные си­лы — от ба­наль­но­го стра­ха пе­ред приг­ла­шени­ем од­ноклас­сни­ков на день рож­де­ния до не­об­хо­димос­ти ре­аль­но ве­рить в вол­шебс­тво, ко­торое ты соз­да­ёшь, что­бы оно мог­ло по-нас­то­яще­му по­дей­ство­вать.

В филь­ме под­ни­ма­ет­ся и проб­ле­ма не­из­бежнос­ти жиз­ненных из­ме­нений, под ко­торые ты вы­нуж­ден подс­тра­ивать­ся, ес­ли хо­чешь хоть как-то впи­сывать­ся в стре­митель­но сно­сящий те­бя кру­гово­рот со­бытий. И не­об­хо­димость впус­тить в свою раз­ме­рен­ную жизнь нем­но­го спон­таннос­ти, ведь «нас­то­ящая жизнь не­воз­можна без прик­лю­чений». Это фильм про до­верие, без ко­торо­го сов­сем ни­чего не по­лучит­ся, и жер­тво­вание чем-то очень для те­бя до­рогим, ес­ли то­го тре­бу­ют об­сто­ятель­ства. И са­мое, ко­неч­но, глав­ное, о чём и го­ворит за­вер­ша­ющая сце­на не­ожи­дан­но­го прик­лю­чения (но не филь­ма), — уме­ние од­нажды, в са­мый слож­ный мо­мент, о ко­тором ты дав­но и ис­крен­не меч­тал, пос­та­вить на своё мес­то дру­гого, от­дав ему са­мое до­рогое, что у те­бя есть, по­тому что са­мое до­рогое, что есть у не­го, он те­бе уже от­дал. Мож­но по­думать, что внеш­не это прос­то вос­хи­титель­ная сказ­ка, но ведь ос­тался же в вас хоть нем­но­го тот ре­бёнок, ко­торый ког­да-то ве­рил в очень доб­рые и тро­гатель­ные чу­деса?

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте