Найти в Дзене
ИА "ALANIR"

ЯДЕРНЫЕ РАКЕТЫ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Из открытых источников
Из открытых источников

В августе 2008 года Южная Осетия оказалась в центре геополитических интересов мировых держав. В регионе тогда столкнулись противоречия, существовавшие между СССР и США, что могло обернуться реальной угрозой начала мировой войны. К счастью, этого удалось избежать. Но не все знают, что был и намного раньше момент, когда именно Южная Осетия могла стать местом, откуда могла начаться третья мировая война. В 1961 году на территории нашей страны (тогда – Юго-Осетинской автономной области) были размещены баллистические ракеты с ядерными боеголовками, нацеленными на американские военные базы в Турции.

Принято считать, что «Карибский кризис» октября 1962 года начался потому, что СССР поддержал стремление Кубы строить социализм. А чтобы угрозы успешному строительству не было - Москва решила разместить на острове Свободы стратегические ядерные ракеты и большое количество войск и вооружений дополнительно. На самом деле главной причиной размещения ракет на Кубе было то, что в 1961 году США установили в Турции 15 баллистических ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожающие городам в западной части СССР. Руководитель Советского Союза Никита Хрущев тогда публично высказал свое возмущение фактом размещения ракет в Турции. Он считал эти ракеты личным оскорблением. В своих мемуарах Хрущев пишет, что первый раз идея разместить ракеты на Кубе пришла к нему, когда он возглавлял делегацию страны, посещавшую Болгарию. Там один из его соратников, показывая в сторону Черного моря, сказал, что на противоположном берегу, в Турции, находятся ракеты, способные в течение 15 минут нанести удар по основным промышленным центрам СССР.

Первый ответ Вашингтону Москва решила дать сразу же после возвращения Н.Хрущева в Советский Союз из Болгарии. В противовес американским ракетам, размещенным около турецкого города Измир, в Закавказье было решено развернуть несколько дивизионов советских баллистических ракет.

Уже в конце 1961 года в Юго-Осетинскую автономную область прибыл первый дивизион со стратегическими ракетами средней дальности Р-11.Ракеты, тягачи, средства обеспечения и личный состав прибывали эшелонами на железнодорожную станцию Агара, соседнего района Грузии. И уже отсюда ракеты, зачехленные в брезент, на прицепах «Зис-151» перевозились в Знаурский район. Здесь на лесной поляне между селами Схлит и Принеу у селения Куыдары-хъæу заранее были построены девять стартовых столов из бетона, укрытия для личного состава. Ракетная позиция была обнесена несколькими рядами колючей проволоки. Доступ местного населения в лес был запрещен. Впрочем, все, кому было интересно, могли наблюдать острия ракет, которые возвышались над кронами деревьев.

Из открытых источников
Из открытых источников

Ракета Р-11 могла нести как фугасную боевую часть, весом до одной тонны, так и ядерную боеголовку. Дальность полета до 300 км – достаточно, чтобы поразить не только стартовые позиции американских ракет на турецкой территории, но и большую часть севера Турции. Для своего времени это было мощное оружие. Кстати, эти ракеты под названием «Скад» в разных модификациях находятся и сегодня на вооружении некоторых стран.

Подготовка боеготовности ракетных позиций происходила быстро. Ракета подвозилась к стартовой площадке на тягаче и ставилась в вертикальное положение на стартовый стол специальным погрузчиком. В течение тридцати минут она была готова к запуску и можно было посылать привет «дядюшке Сэму»

Однако Н.Хрущев посчитал, что этого мало, и надо нагнать страху на сами Соединенные Штаты Америки. Советское руководство также приняло решение развернуть ракеты прямо «под носом» у США, выбрав дл этого территорию дружественной Кубы. Для выполнения указанной задачи было принято решение (кодовое название "Анадырь") разместить на Кубе ракетную дивизию в составе трех полков ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и двух полков ракет Р-14 (16 пусковых установок). Дальность полета ракет обеспечивала поражение важнейших объектов на территории США.

Общая численность группы советских войск на Кубе составила 43 тыс. человек. Для перевозки личного состава с вооружением и техникой было задействовано до 80 судов морского флота СССР. 12 июля 1962 года началась погрузка личного состава и техники в портах Балтийского, Черного и Баренцева морей.

За несколько месяцев до этого в августе 1962 года на Кубу начали тайно доставляться по морю стратегические ракеты с ядерным оснащением. Но только 14 октября американский самолет-шпион U-2 обнаружил стартовые позиции советских ракет. В результате этого в октябре 1962 года разразился «Карибский кризис», поставивший весь мир на грань третьей мировой войны. На протяжении 13 дней между СССР и США шли оживленные переговоры, сменявшиеся агрессивными выпадами.

Из открытых источников
Из открытых источников

Кульминационным пунктом кризиса стало выступление президента США Джона Ф.Кеннеди по телевидению 22 октября 1962 года, в котором "в качестве первых шагов" объявлялась морская блокада Кубы, а Советскому Союзу было предъявлено ультимативное требование безотлагательно удалить советские ракеты с территории острова. Кеннеди отдал приказ вывести в Карибское море соединения флота, а также привести в боевую готовность стратегическую авиацию. ВМС США, предназначенные для организации блокады, состояли из 238 кораблей: 8 авианосцев, 2 крейсеров, 118 эсминцев, 13 подводных лодок, 65 десантных и 32 вспомогательных судов. На Флориде была сконцентрирована почти 250-тысячная группировка американских войск, состоявшая из морской пехоты, авиационных, десантных, танковых и других дивизий, корпусов и частей.

Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет "самый мощный ответный удар". В СССР были приведены в повышенную боевую готовность все вооруженные силы и, в первую очередь, ракетные войска стратегического назначения.

В течение нескольких дней кризиса мир был ближе к третьей мировой войне с применением ядерного оружия, чем когда-либо на протяжении всех послевоенных десятилетий. Демонстрация решимости применить крайние меры сопровождалась активной пропагандистской кампанией как в СССР, так и в США, призванной оказать психологическое воздействие на противоположную сторону. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания.

27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. В этот день на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Андерсон погиб.

Америка готовилась к нанесению авиационного удара по Кубе и военному вторжению. Командующий советским контингентом Исса Плиев получил четкие указания в случае агрессии применить ядерное оружие. Но, к счастью, разум возобладал. Н Хрущев направил Кеннеди примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие, но убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. Уже 28 октября начался демонтаж советских ракетных позиций.

Помимо И.Плиева на Кубе было немало осетин, проходящих в это время действительную военную службу в рядах Советской Армии. Советские солдаты прибывали на Кубу в гражданской одежде и старались не выходить за пределы воинских лагерей.

На острове Свободы в те тревожные дни было несколько уроженцев Южной Осетии: переводчиком Исса Плиева с испанского был наш земляк Владимир Джиоев. В составе мотострелкового подразделения проходили службу двое военнослужащих, призванные из Южной Осетии Георгий Тедеев и Эльбрус Чочиев. В числе авиаторов, прикрывавших кубинское небо, был военный летчик Илья Галаванов. На одной из подводных лодок проекта 641, цель которых была «охладить» боевой пыл американских вояк, служил уроженец села Хвце Дзауского района Зельдик Харебов, в бухте Мариель в составе морского гарнизона находился матрос Казбег Бестаев.

В результате мирного разрешения конфликта все стороны остались довольны: США избавились от ядерной угрозы у порога своего дома, Куба получила гарантии ненападения американских войск и отрядов контрреволюционеров. Н.Хрущев вполне утолил свое тщеславие, добившись вывода в течение последующих трех месяцев американских ракет из Турции.

В Южной Осетии тогда тоже вздохнули спокойно. Но здесь почувствовали облегчение от того, что миновала угроза войны. Но мало, кто знал тогда, что угроза войны исходила и с территории Южной Осетии. Ведь если бы руководители США и СССР поддались на рекомендации своих «ястребов», то и ракеты из Кудары-хъæу были бы задействованы по назначению. И очевидно, что и по Южной Осетии был бы нанесен ответный удар. Так что жители нашей Республики, сами того не ведая, находились в те дни на пороге ядерной войны.

Роберт КУЛУМБЕГОВ

Международный аналитический журнал "Республика Южная Осетия"