Найти тему
Лариса Бутырина

Цена победы.

В этом мире мало, кто действительно ЗА тебя. Тех, кто искренне порадуется твоему успеху - ещё меньше. Тех, кто ему поспособствует, практически нет.

фото: Денис Кирюхин
фото: Денис Кирюхин

22 февраля состоялся второй этап зимнего кубка по Минимотарду Goracing winter cup 2020.
Гонки прошли на треке в Твери в категориях, как профи, так и любители.

Участники прибывали заранее.
С пятницы селились в близлежащих гостиницах, ждали, когда помещение прокатного картинга освободит трассу для тренировочного заезда. Протестировать трек, подготовить пит стоп, настроить технику и настроиться самим. На все - про все у ребят было два часа*. В ночь накануне гонки.

*Для понимания: профессиональные гонщики тестируют трассу неделями с собственным боксом, - помещение, оснащенное всем необходимым для минимального физического комфорта (душ, санузел, пространство для отдыха и перекуса) и в котором имеют право находится только приближенные лица гонщика: его тренер, механик, близкие люди.

В условиях данных соревнований у ребят не было даже собственного закутка для техники и личного пространства, не говоря уже о боксе, раздевалке и душевой.

Гонка проходила с сб на вс, так же в ночь. Ночь эмоций, норадреналина и бесконечной усталости. Пройти квалификацию, дождаться своего заезда и показать свой лучший результат - задача и не из лёгких. Делать это на протяжении всей ночи - сложнее вдвойне. Добавьте сюда непроветриваемое помещение, с вытяжкой явно нерассчитанной на подобное количество выхлопных газов, осевших за день проката картинга. Эту ядерную смесью ребятам предстояло гонять по организму на протяжение всего времени нахождения в помещении картодрома и самих гонок. О последствиях интоксикации организма после подобных доз упоминать сейчас не стану, - Wikipedia «Отравление угарными газами», как говорится, в помощь.

Но вот динамик объявляет: «Начало предстартовой процедуры...»

Гонщики готовы и нетерпеливо топчутся возле своих мотоциклов.
Комбезы туго стягивают тела. Подшлемники, шлема, молнии на рукавах, перчатки...
Биение сердец и учащенное дыханием. У каждого в своём темпе, в своём настрое, в своём темпераменте. И лишь глаза в открытых визорах выдают внутренне состояние: в душе каждого - своя личная «Хиросима», тела на взводе, ум - ясен, как никогда. Ему предстоит сейчас серьёзная работа. Ведь пункт управления любой техникой – в голове, а трек заставлял быть предельно собранным. Он ненасытно поглощает внимание, силы и резину, взамен отдавая обход очередного соперника и возможности улучшать время круга. Разделение трассы покрышками и пластиковыми ограждениями не привносило уверенности прохождению поворотов - встреча с такими конструкциями даже на малых скоростях чревато самыми тяжкими последствиями и переломы здесь, пожалуй, самое безобидное, что может случиться. Плюс некорректное поведение участников, - вплоть до внешнего воздействия на соперника при обгонах, добавляло остроты процесса. А вместе с тем и Открытый Вопрос! к представителям команды судейства... в чьи полномочия, видимо, не входило снятие с заезда чрезмерно эмоциональных и зацикленных на победе любой ценой спортсменов. Даже после откровенной провокации падения соперника.

«Победителей не судят» или
«На войне, как на войне», - витало в воздухе негласное правило.
Иначе объяснить культуру поведения тех или иных участников, а точнее ее отсутствие, просто не предстаёт возможным.

Победители заняли свои места согласно результатам. Но было их гораздо больше, чем способен вместить пьедестал. Каждый из участников был достоин занять призовое место, - За победу над самим собой! Над своими страхами, сомнениями, эмоциями и усталостью. И награда таких побед куда большая, чем грамота или покрышка...

Гоночное безумие завершилось с рассветом. В 7.00 утра. Уставшие, изможденные, но довольные участники грузили себя, свою технику в фургоны и разъезжались, наконец, высыпаться и восстанавливаться.

Первой зону парковки автомобилей покинула Карета скорой помощи. Команда в синих халатах несла вахту на протяжении всей гонки и в эту ночь осталась без работы. Переломы были. Но не конечностей, а восприятия мотоспорта в общем, и его состояния в частности...

Если выразиться крайне тактично:
Условий для развития в шоссейно-кольцевых гонок у российских спортсменов практически нет. И речь не только о климатических факторах.

Единственная московская трасса Moscow Race Way открыта только на чемпионаты и трек-дни, на которые есть смысл выходить хотя бы с минимальными навыками шоссейно-кольцевого пилотирования, подготовленного мотоцикла и круглой суммы взноса за аренду и участие.

Другие трассы, существующие в пределах Москвы и МО, - это трассы предназначенные для картинга (Картинг — вид спорта и развлечения на простейших гоночных автомобилях без кузова), и технически оснащены с учетом особенностей гонок на этих машинах, но никак не для мото. Включая и вопрос безопасности. Но за неимением иных, наши ребята тренируются и на этих трассах, а зимой прячутся по крытым картодромам, тренируюсь на мотардах (уменьшенная модель гоночного мотоцикла) и так же по ночам, так как дневное время занято для прокатного картинга.

Финансовый момент стоит особняком. Не углубляясь в цифры стоимости гоночного мотоцикла, его подготовки, обслуживания, транспортировки, аренды бокса на треке и прочих сопутствующих расходов, можно понять, что Гонки – не просто дорогой спорт. Это Super дорогой спорт. И наши спортсмены решают его самостоятельно, - выкручиваются, кто как может.

Спонсорская поддержка – тема грустная в мотоциклетном разрезе. Если у тебя нет имени – ты не интересен, сколь технично ты ни облизываешь коленочкой апекс. О тебе попросту никто не знает. Чтоб заявить о себе на европейских соревнованиях, нужны еще большие средства, чем для заездов на MRW в рамках RSBK. Если ты случайно не унаследовал нефтяной вентиль, покрывать подобные расходы своими силами достаточно проблематично. Представители мировых монстров мотоциклетной индустрии на территории России не заинтересованы в финансовой поддержке нащих спортсменов. Причины – вполне понятны и очевидны.

Отсюда и получается, что вся сфера шоссейно-кольцевых гонок держится на самодеятельности и самоорганизации, таких же неравнодушных к мотоспорту, как
команда Goracing. А ныне существующие результаты и имена созданы исключительно тренерами-энтузиастами по средствам совместных возможностей и ресурсов.

Непроизвольная горечь поднимается внутри, глядя на опустевшую трассу... То ли от количества выпитого за ночь кофе, то ли от немого вопроса. Нет, не в сторону департамента спорта, - этот аппарат, как и многие социальные институты на данный момент демонстрируют свою недееспособность.
Вопрос: Почему же при наличии стольких влиятельных людей среди мотоциклистов, имеющих возможности организовывать клубы, слеты и мотофестивали, в рамках мотоспорта у нас, по-прежнему, каждый остаётся сам за себя?

Ни пора ли задуматься и обратить внимания на те аспекты в мире мотоциклизма, где покровительство и содействие будут совсем не лишними? А если они ещё и не потеряются без вести, переходя от слов к действиям, тогда у российского мотоспорта, возможно, появится больше шансов выйти на иной уровень. И наши парни будут рвать европейские треки.

Знать наизусть заморские фамилии гонщиков, попивая «чай» в мотобаре, и, небрежно обсуждать последние итоги Moto GP, - это одно. Растить своих Маркесов, Довициозо и Росси, – совсем другое. А они у нас есть.

Загляните на третий этап гонок по Минимотарду или в мотошколу, где занимаются с детьми…
Они там.

Журнал « Свободная Дорога»
Автор: Лариса Бутырина
фото: Денис Кирюхин