Трамвайный вагон модели 71-409 производства «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) - это трехсекционный сочлененный вагон с низким уровнем пола на всей площади салона. Вагон четырехосный и является первым отечественным трехсекционным трамваем, кузов которого опирается на две двухосные тележки. Секции вагона соединены между собой узлами сочленения с герметичными межсекционными переходами - «гармошками», обеспечивающими сквозной проход по салону. Тележки установлены под передней и задней секцией. Средняя секция - подвесная. Тележки вагона неповоротные с рессорным подвешиванием, имеющими с каждой стороны по два колеса с индивидуальным приводом на каждое. Такая конструкция ходовой части позволила отказаться от осей между левыми и правыми колесами и обеспечить низкий уровень пола в центральной части над тележками. Токоприемник установлен на крыше передней секции и представляет собой полупантограф. Трамвай оборудован асинхронным тяговым частотно-регулируемый приводом, что позволяет экономить электроэнергию. Вагон оборудован системой аварийного автономного хода. Это первый российский полностью низкопольный вагон. В производстве трамвай с 2011 года. Имеется две модификации вагона 71-409 и 71-409-01, которые внешне отличаются между собой дизайном передней и задней маски вагона.
В основе дизайна модели по мнению его изготовителя лежит особый подход к позиционированию трамвая в городском ландшафте. Надо сказать, что экспертное сообщество и горожане оценивают дизайнерские решения не так радужно, как изготовитель вагона. Дизайн обеих модификаций вагона весьма спорный. Для вагонов может быть подобрана схема окраски в зависимости от требований заказчика.
Салон вагона просторный и вместительный – предусмотрены антивандальные сиденья, системы громкой связи и визуального информирования об остановках. Отделка вагона выполнена из современных материалов и соответствует нормам безопасности. Однако на взгляд автора одним из недостатков является продольное расположение большого количества сидений в салоне (как в метро), что удобно далеко не всем пассажирам.
Кабина водителя оснащена системой кондиционирования, удобным поворотным креслом (с регулировкой по высоте и положению сиденья и наклону спинки). Для освещения используются светодиодные огни и современная оптика. Для основных систем вагона предусмотрено компьютерное управление с сенсорным цветным дисплеем. Кроме пульта управления в кабине водителя размещены вспомогательная панель и бортовой компьютер с информационным дисплеем, отражающим текущую информацию о движении и системы диагностики работы основных узлов.
Вагон оборудован системой видеонаблюдения, в которую входят три салонных видеокамеры (по одной на каждую секцию), четыре наружных видеокамеры над каждым дверным проемом, одна видеокамера обзора левого борта, два монитора на пульте водителя и видеорегистратор.
Трамвай соответствует всем требованиям действующих стандартов, звукоизоляции, безопасности и комфорта, а также оборудован системой ГЛОНАСС.
Технические характеристики вагона: срок службы 20 лет, длина 21900 мм, ширина 2500 мм, высота по кузову 2800 мм, база вагона 11500 мм, база тележки 1900 мм, масса порожнего вагона 26 т, количество дверей 4, ширина дверных проемов 1300 мм, диаметр колес 706 мм, номинальное напряжение контактной сети 550 В, номинальная мощность тяговых двигателей 30 кВт*8, время разгона до скорости 40 км/ч 12 с, число мест для сидения 41+1, максимальная вместимость (при нормативе 8 чел./м) 205 пассажиров, высота пола от уровня головки рельса 370 мм.
Трамваи данного типа не получили широкого распространения в России. Единственный вагон модели 71-409 эксплуатируется в Нижнем Новгороде. Вагоны модели 71-409-01 побывали в опытной эксплуатации в таких городах как Самара, Волгоград, Екатеринбург, всего их было выпущено три единицы, которые были приобретены Казанью. Таким образом в эксплуатации находится всего четыре трамвая данной модели двух модификаций. В Нижнем Новгороде и Туле в начале 2010-х годов были планы покупки дополнительных вагонов модели 71-409, которым не суждено было сбыться.
Канал «ПАНТОГРАФ», использована информация из рекламного буклета завода-изготовителя, фото из свободного доступа сети «Интернет» - агентства ТАСС, соцсети ВК.
Другие материалы по городскому транспорту:
КТМ71-633. Вагон, который не был в регулярной эксплуатации.
Общественный транспорт России. Автобусы Пущино.