В конце февраля 1917 года в Петроград с фронта приехал полковник Александр Кутепов. Ему был предоставлен трехнедельный отпуск. Но уже на вокзале в Петрограде помощник командира Преображенского полка увидел, насколько в городе неспокойно.
То, что было очевидно полковнику, не было очевидно государю-императору. Николай II 22 февраля (7 марта по новому стилю) отбыл в Ставку в Могилёве. Царь полагался на доклады министра внутренних дел Александра Протопопова, который уверял, что ситуация в столице империи под контролем. Командующий Петроградским военным округом Сергей Хабалов также не демонстрировал признаков беспокойства.
Впрочем, надо заметить, что Кутепов приехал в Петроград спустя несколько дней после отъезда императора. А за это время события развивались стремительно.
Отсчет революции ведется с 23 февраля (8 марта) 1917 года. До этого времени власти еще держали ситуацию под контролем - воинские части еще не начали массово переходить на сторону восставших. Все резко изменилось 27 февраля, когда восстала учебная команда запасного батальона Волынского полка. Это восстание поддержали и другие воинские части.
По сути, для властей это была катастрофа. Было очевидно, что полиция с демонстрациями горожан не справляется и беспорядки предотвращать не в силах. Вся надежда была на гарнизон, в котором насчитывалось 160 тысяч человек.
Причем был план по предотвращению мятежей в воинских частях. То есть нельзя сказать, что к подобному повороту никто не готовился. Но главную роль в этом плане отводился учебным командам запасных гвардейских батальонов (примерно 10 тысяч человек). Однако никто не предполагал, что и они могут примкнуть к восставшим...
Утром 27 февраля Кутепов явился в казармы “преображенцев”, где и узнал о восстании в Волынском полку. После этого, получив приказ от генерала Хабалова, он прибыл в его штаб. Там Кутепову было поручено сформировать отряд для подавления восстания.
Сам полковник такого назначения явно не ожидал. Но его возражения приняты не были. По сути, к тому моменту генерал Хабалов уже утратил контроль над ситуацией. Он попросту не знал, кому может доверять. Как показали последующие события, Хабалов вообще был не тем человеком, который нужен в такой ситуации. Через несколько часов после разговора с Кутеповым генерал покинул штаб, никого об этом не уведомив.
Отряд Кутепов сформировал. В него вошли несколько рот гвардейских (Преображенского, Семёновского, Егерского), а также Кексгольмского полков. В общей сложности порядка 1000 человек с дюжиной пулеметов.
Разумеется, этого было явно недостаточно, чтобы совладать с восставшими. В городе на тот момент бастовали несколько сотен тысяч работников различных предприятий. Плюс несколько десятков тысяч солдат гарнизона, отказавшихся повиноваться своим офицерам.
Так что, навести порядок в огромном городе отряду Кутепова было не по силам. После несколько стычек в центре города, из-за отсутствия координации действий с вышестоящим руководством, видя, сколько людей на улицах, полковник понял, что сделать ничего не может. Он отдал приказ своим солдатам спрятать оружие и расходиться по казармам.
Надо отметить, что восставшим было известно, кто руководит отрядом "карателей". Кутепова не арестовали вечером 27 февраля по чистой случайности. На следующий день он даже побывал в Госдуме, где подискутировал с депутатами о необходимости наведения порядка. Пока он был в разъездах, к нему домой несколько раз приходили рабочие и матросы, чтобы арестовать.
Кутепов решил, что с него достаточно и отбыл на фронт. Он был, что переброшенные с фронта части в скором времени наведут порядок в Петрограде. Но, как показали последующие события, в этом полковник ошибся.
Будем признательны, если подпишетесь на наш канал
Самая приятная оценка нашей работы - ваши комментарии и лайки
Что еще мы можем предложить вашему вниманию? Вот, например:
Мукден: почему японские генералы после победы запросили мира
Почему "Ильи Муромцы" не оправдали надежд генерала Брусилова
Под знаменами кайзера: зачем немцам понадобились русские армии в 1918 году