Найти в Дзене
Yulia L.

Александр Иванович - человек-тягач..

чисто ассоциативно. тепеь таких не делают...
чисто ассоциативно. тепеь таких не делают...

Начав тему воспоминаний о рабочих моего детства, я решила перевести ее на личности. Сегодня я вспомню одного из самых гениальных людей, общих наших дедов, таких немногих доставшихся нам после военных потерь.

Александр Иванович - один из самых значимых людей в моей жизни. Без прикрас. В нашем детстве были "запасные" мама и папа", и присвоенные дедушка и бабушка - Александр Иванович и Антонина Ивановна. Муж и жена, родители папиного одноклассника и самого близкого друга - брата по всей жизни, верхние соседи по моему "детскому" дому.

Александр Ивановича перевели как мастера-инструментальщика с уральских заводов после войны на МАЗ. Всей семьей переехали. Сибирский он был. Все братья его, да и жены его - были настоящими великанами сибирскими. А вот эта пара была миниатюрного росточка. Дядь Саша - кругленький и крепенький, росточком метра полтора с кепкой. Недостаток роста компенсировался потрясающей энергичностью и жизнелюбием. Дядь Саша был один из самых высококлассных станочников завода. Эксперт своего дела. Руки золотые, голова блестящая. Из его наставничества вырастали - доктора наук и руководители предприятий. И как специалист - он был совестью и знаком качества завода. Наверное, тогда - все мастера хотели хоть чуть-чуть догнать его уровень мастерства. Дядь Саша знал каждый узел, каждый винтик, в машине. На выпуске партии, если автомобиль "сбоил" - он был всегда в команде "экспертов", ставящих диагноз неполадке и частенько именно он был способен в рекордные сроки восстановить бракованную машину.

Дядю Сашу вернули с войны на бронь для работы на оборонных предприятиях. Это было его личной трагедией и болью всю жизнь. Он почти не успел повоевать, а всех его друзей детства забрала война. И всю свою рабочую жизнь он работал за себя, и за них, павших. Простая такая миссия в жизни. Воплощал их умения, наклонности, характеры, увлечения. Жил за семерых. Так нам, детям 3-7 летним говорил, и учил нас такому отношению к дружбе и к жизни...

Я не знаю, чего не умел дядь Саша. Он был блестящ во всем, за что брался. Все знания и умения доводил до совершенства. При полном безразличии к дефицитным продуктам и вообще всему "достающемуся по блату" - создавал вокруг себя уникальную, потрясающую атмосферу. Их дом, дом простых рабочих - был на зависть всей потомственной интеллигенции и законодателям стиля того времени. Библиотечные стеллажи, смастеренные из дуба и железных болванок, витражные вставки в дверные филенки, дубовая и липовая резная мебель... Теть Тоня - рабочая-штамповщица - поддерживала потрясающий, уникальный порядок в доме - ни одной пылинки, стерильная чистота.

Жили они, в общем, довольно скромно. Бережливо. Деньги собирали, откладывали на книжку - сыну строили кооперативную квартиру, внука нужно было поднимать. На лишнее никогда не тратились, все, что нужно было для быта - старались сделать сами, своими руками.

И оба были великолепными следопытами. Дядь Саша не признавал охоту. Это, пожалуй, единственное, чем он не занимался в лесу. Хотя теть Тоня признавалась, что в ее семье женщинам было принято ходить на медведей в сибирской тайге. Дядь Саша почти каждый день бежал в лес. Хоть на пару часов. Вне зависимости от времени года и погоды. Рюкзачок за плечи, ножичек в карман, спички на всякий случай. Ни еды, ни воды - лес всегда прокормит и напоит. Дяде Саше всегда можно было навязать свою компанию. Это сейчас я понимаю, какая обуза - взять с собой 4-5 летних детей в лес. А тогда .... какие же это были приключения. Найти беличью заначку и узнать, что белки их не запоминают, и можно оттуда смело забрать орехи. А вот заначки бурундуков трогать нельзя, они наоборот, могут окончить жизнь самоубийством, если заначка будет разорена.... И как правильно подрезать кору на березе, чтобы собрать березовый сок и обязательно замазать глиной потом отверстие... И когда собирать веники, и как правильно топить и париться в бане. И бесценный опыт чистки клюквы и брусники на ветру за 5 минут....

Маринованные опята от этой семьи были визитной карточкой. По их наличию на столе гости сразу определяли степень дружественного родства с этой семьей.

Помню в детстве постучалась в дверь к ним, никто не открыл и мне под ноги упала записка от дядь Сашиного грибного компаньона: "Александр Иванович, в лес надевай 2-3 пары штанов. Я сегодня вернулся в семейниках - полные штаны грибов на плечах нес"

Всю свою жизнь я остаюсь заправским грибником. Интуитивно, пользуясь привитыми с детства знаниями о "привычках" грибов в самое негрибное время могу набрать корзину... Но до дядь Саши мне далеко. Мой младший брат, благодаря А.И. - рыбак. Такой же - во все времена, в любую погоду без ведра рыбы домой не придет. Старший брат - великолепный токарь, и многостаночник. Был учеником на заводе у дядь Саши в юности.

Дядь Сашу часто вызывали ночью. Поломки или форс-мажоры на заводе. Сейчас бы такого человека назвали неуважительно " в каждой бочке затычка", а тогда не было на улице человека, не подошедшего к нему уважительно поздороваться за руку. Дядь Саша не тратил время на питье пива, на домино, на прочие мужские посиделки и расслабоны. Либо он работал, либо бежал в лес, либо что-то мастерил. Даже перед телевизором во время футбольного или хоккейного матча не мог усидеть - руки требовали дела.

Дядь Сашин сын, учившийся на заочном отделении и работавший на заводе, получил научную степень. Жена сына в этой семье была настолько "своей", родной, что я только сейчас осознаю - что это ж была невестка.... Они обожали внука, моего "братана по горшку единому" - мы выросли вместе. И страшно осознавать, как может развалится род, вместе с изменениями ценностей страны и общества. Борька - друган мой одногоршечный, поработав на заводе, подался в пожарники, потом в дегустаторы, потом стал кооператором, потом ресторатором. Женился на однокласснице - а та чуть не отобрала у него квартиру, через суд возвращали собственность... Во втором браке он поднял двух детей жены от первого брака, но своих детей она ему не подарила. И нет больше и Борьки. После ухода родителей, Борька мой спился, пропал. Не выдержал он этого мира без своего великого деда, да чистейшей семьи. Рядом с Александром Ивановичем - жизнь была проста и понятна. Он сыпал пословицами и прибаутками, которые так упрощают все сложности и проблемы... на первый взгляд...

Главное, чему он нас научил - перфекционизму. Умению - дожимать, доделывать дело начатое до конца. Совершенствовать знания и умения. И увлекаться новым. Такой простой рецепт наполненной и счастливой жизни.