Найти тему
Юрий М.

Роману мама в детстве говорила, что врать не хорошо...или не говорила?

Роман Романов. Директор Музея истории ГУЛАГа .

 "Мои коллеги-исследователи, которые занимаются этой темой не первый десяток лет, приходят к тому, что через лагеря, тюрьмы и колонии прошли 20 миллионов человек. Эта цифра включает в себя осуждённых и по политическим, и по бытовым, и уголовным статьям. Конкретно по политическим статьям осудили от четырёх с половиной до пяти с половиной миллионов человек.

 Более миллиона людей расстреляли, два миллиона не вернулись из лагерей: умерли там от голода или изнурительной работы. Ещё были депортированные, спецпереселенцы. Когда мы говорим про эти миллионы, они не укладываются в голове — люди постоянно пытаются оспорить эту цифру. Не было никакой сводной статистики. Исследователи годами работали в архивах и собирали её.

 Сейчас рабочая группа, в которую в том числе входят общество «Мемориал» и Российский государственный архив социально-политической истории, планирует пересмотреть эти цифры, но, кажется, не придёт к какому-то увеличению или уменьшению."

   Выступление председателя Правления Международного общества «Мемориал»

Арсения Рогинского на круглом столе «Историк – между реальностью и памятью» , который состоялся 25 мая 2012 г. в Днепропетровске в рамках «Литературной экспедиции».

  " А по моим подсчетам за всю историю советской власти, от 1918 до 1987 года (последние аресты были в начале 1987-го), по сохранившимся документам получилось, что арестованных органами безопасности по всей стране было 7 миллионов 100 тысяч человек. При этом, среди них были арестованные не только по политическим статьям. И довольно много. Да, их арестовали органы безопасности, но органы безопасности арестовывали в разные годы и за бандитизм, контрабанду, фальшивомонетничество. И по многим другим «общеуголовным» статьям.

 Под все эти цифры есть папки с документами. В ежегодных отчетах органов безопасности значится: привлеченных – столько-то, в том числе с арестом, в том числе без ареста. Дальше начинается таблица движения арестованных. Прошло по законченным следственным делам – столько-то, в том числе, передано на особое совещание – столько-то, передано в суды и трибуналы – столько-то. В несудебные органы – столько-то. Бежало, умерло – вся статистика. Побегов, кстати, было очень мало.

 И вот цифра итоговая – 7 миллионов. Это за всю историю советской власти. Что с этим делать? А общественное мнение говорит, что у нас чуть ли не 12 миллионов арестованных только за 1937-1939-й. И я принадлежу этому обществу, живу среди этих людей, я их часть. Не советской власти часть, не российской демократии, а этих людей. Просто точно знал, что, во-первых, не поверят. А, во-вторых, для круга, к которому я считаю себя принадлежащим, это значило бы, что все, что нам говорили о цифрах до этих пор вполне уважаемые нами люди, неправда.

 И отложил я все свои вычисления в сторону. Надолго. А потом уж (через годы) вроде уже можно было публиковать, а времени не нашлось. Пока."

   Сколько можно врать Роман Романов? Рогинского хоть подводить то не надо.)

Дополнительно.

https://www.politpros.com/journal/read/?ID=783