Пока всюду коронавирус и отмены рейсов, смотрим киноэссе «Поездка без гида» и мечтаем о Венеции.
В 1983 году американская писательница, философ и критик Сьюзен Зонтаг снимает свой четвертый (последний) 70-минутный фильм «Поездка без гида», героиня которого путешествует, чтобы попрощаться.
Но как именно она путешествует? Куда и в каком настроении? Попробуем сформулировать несколько советов начинающим туристам, готовым преодолевать не только расстояния, но и предрассудки.
1. Тщательно выбирайте пункт назначения
Фильм «Поездка без гида» имеет и второе название, «Письмо из Венеции»: фактически это фильм-открытка из «столицы волшебного королевства».
Место выбрано подходящее – таинственная Венеция, один из самых кинематографичных и поэтичных городов мира, который однажды исчезнет и где не снимать фото, видео или кино ну попросту невозможно.
2. Откажитесь от экскурсовода
«Поездка без гида» напоминает скорее эссе, чем обычный рассказ: здесь правит бал свободная композиция, а размышления носят интровертный, личный характер.
Расплывчатость ситуации отражена и в самом названии: это поездка без ведущего (координатора, гида, поводыря, руководителя). Главная героиня ищет себя, мыслит самостоятельно и независимо, расстается с мужчиной. Она – настоящий путешественник, в некотором смысле даже паломник, а не обычный турист в каноническом понимании, которому все всегда ясно и у которого «все включено».
3. Потеряйтесь в городе
В своем эссе «Под знаком Сатурна» Зонтаг пишет об «определенном видении города» у Вальтера Беньямина: немецкий философ рассуждает о способности потеряться в городе, который вроде бы знаком.
«Не найти дорогу в городе — вещь обычная, — начинает Беньямин свое еще не переведенное на английский „Берлинское детство на рубеже веков“. — Другое дело — потерять в нем дорогу, как теряют ее в лесу: тут необходима практика. Я обучился этому искусству поздно, — так исполнились мечты, первыми набросками которых служили лабиринты на промокашках школьных тетрадей».
«Под знаком Сатурна»
Точно так же и герои «Поездки без гида» ощущают себя чужими – и для города, и друг для друга.
Они и есть «чужие», иностранцы: приехали в Италию из США, напоминая пару из фильма Роберто Росселлини «Путешествие в Италию» (там двое прибыли из Великобритании и тоже ощутили себя отрешенными и потерянными).
Кстати, по одной из версий, «Путешествие в Италию» входит в список «Лучших фильмов всех времен» от С. Зонтаг.
4. Читайте Бродского
Венеция много значила и для Иосифа Бродского, а свое стихотворение «Венецианские строфы (1)» он посвятил прекрасной Сюзанне (Сьюзен Зонтаг).
Как и главная героиня фильма «Поездка без гида», которая рассказывает о Венеции, думая при этом о чем-то ином, лирический герой поэта – наряду с венецианскими кафе, мрамором и площадями – вспоминает то Шекспира, то камбалу в советском шкафу.
К счастью, в Венеции Сьюзен Зонтаг нет ни граждан Перми, ни щей, ни лещей – только позолоченные львы качаются на волнах в ожидании всего двух кинопоказов, в 7 и в 9 часов (что именно будут показывать, никто не говорит).
5. Танцуйте!
Путешественник постоянно находится в движении, что вдвойне прекрасно, если роль декораций выполняют мозаики, мосты, пустые бары и молчаливые голуби Венеции. Неслучайно печальную незнакомку сыграла не киноактриса, а хореограф Люсинда Чайлдс.
Высокая и красивая в своей синей блузе, она движется в такт флюгерам, танцует на открытой площадке под шум воды и звуки города.
Ранее Чайлдс снималась в фильме «Камера: Я» у независимого режиссера Бабетт Мангольт (оператор феминистского фильма «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»).
Приятного просмотра и неповторимых путешествий!