Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Как стать идеальным туристом? 5 мудрых советов начинающим от Сьюзен Зонтаг

Оглавление

Пока всюду коронавирус и отмены рейсов, смотрим киноэссе «Поездка без гида» и мечтаем о Венеции.

Кадр из фильма «Поездка без гида»
Кадр из фильма «Поездка без гида»

В 1983 году американская писательница, философ и критик Сьюзен Зонтаг снимает свой четвертый (последний) 70-минутный фильм «Поездка без гида», героиня которого путешествует, чтобы попрощаться.

Но как именно она путешествует? Куда и в каком настроении? Попробуем сформулировать несколько советов начинающим туристам, готовым преодолевать не только расстояния, но и предрассудки.

Кадр из фильма «Поездка без гида»
Кадр из фильма «Поездка без гида»

1. Тщательно выбирайте пункт назначения

Фильм «Поездка без гида» имеет и второе название, «Письмо из Венеции»: фактически это фильм-открытка из «столицы волшебного королевства».

Место выбрано подходящее – таинственная Венеция, один из самых кинематографичных и поэтичных городов мира, который однажды исчезнет и где не снимать фото, видео или кино ну попросту невозможно.

Кадр из фильма «Поездка без гида»
Кадр из фильма «Поездка без гида»

2. Откажитесь от экскурсовода

«Поездка без гида» напоминает скорее эссе, чем обычный рассказ: здесь правит бал свободная композиция, а размышления носят интровертный, личный характер.

Расплывчатость ситуации отражена и в самом названии: это поездка без ведущего (координатора, гида, поводыря, руководителя). Главная героиня ищет себя, мыслит самостоятельно и независимо, расстается с мужчиной. Она – настоящий путешественник, в некотором смысле даже паломник, а не обычный турист в каноническом понимании, которому все всегда ясно и у которого «все включено».

Кадр из фильма «Поездка без гида»
Кадр из фильма «Поездка без гида»

3. Потеряйтесь в городе

В своем эссе «Под знаком Сатурна» Зонтаг пишет об «определенном видении города» у Вальтера Беньямина: немецкий философ рассуждает о способности потеряться в городе, который вроде бы знаком.

«Не найти дорогу в городе — вещь обычная, — начинает Беньямин свое еще не переведенное на английский „Берлинское детство на рубеже веков“. — Другое дело — потерять в нем дорогу, как теряют ее в лесу: тут необходима практика. Я обучился этому искусству поздно, — так исполнились мечты, первыми набросками которых служили лабиринты на промокашках школьных тетрадей».
«Под знаком Сатурна»


Точно так же и герои «Поездки без гида» ощущают себя чужими – и для города, и друг для друга.

Они и есть «чужие», иностранцы: приехали в Италию из США, напоминая пару из фильма Роберто Росселлини «Путешествие в Италию» (там двое прибыли из Великобритании и тоже ощутили себя отрешенными и потерянными).

Кстати, по одной из версий, «Путешествие в Италию» входит в список «Лучших фильмов всех времен» от С. Зонтаг.

4. Читайте Бродского

Венеция много значила и для Иосифа Бродского, а свое стихотворение «Венецианские строфы (1)» он посвятил прекрасной Сюзанне (Сьюзен Зонтаг).

Сьюзен Зонтаг, Анни Эпельбойн и Иосиф Бродский в Венеции
Сьюзен Зонтаг, Анни Эпельбойн и Иосиф Бродский в Венеции

Как и главная героиня фильма «Поездка без гида», которая рассказывает о Венеции, думая при этом о чем-то ином, лирический герой поэта – наряду с венецианскими кафе, мрамором и площадями – вспоминает то Шекспира, то камбалу в советском шкафу.

К счастью, в Венеции Сьюзен Зонтаг нет ни граждан Перми, ни щей, ни лещей – только позолоченные львы качаются на волнах в ожидании всего двух кинопоказов, в 7 и в 9 часов (что именно будут показывать, никто не говорит).

5. Танцуйте!

Путешественник постоянно находится в движении, что вдвойне прекрасно, если роль декораций выполняют мозаики, мосты, пустые бары и молчаливые голуби Венеции. Неслучайно печальную незнакомку сыграла не киноактриса, а хореограф Люсинда Чайлдс.

Люсинда Чайлдс танцует в «Поездке без гида»
Люсинда Чайлдс танцует в «Поездке без гида»

Высокая и красивая в своей синей блузе, она движется в такт флюгерам, танцует на открытой площадке под шум воды и звуки города.

Ранее Чайлдс снималась в фильме «Камера: Я» у независимого режиссера Бабетт Мангольт (оператор феминистского фильма «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»).

Приятного просмотра и неповторимых путешествий!