Формирование повседневной привычки — это трудный и длительный процесс. Приходится пересматривать свое отношение к обычным вещам (системе расчета, процессу прогнозирования, отказу от некоторых привычных покупок и услуг, необходимости постоянно держать в голове информацию о ценах и т.д.).
Многие, прикинув величину скидки (например, десять рублей), говорят, что за эти копейки они даже пальцем шевелить не будут, но в тоже время рефлекторно в магазине хватают товар с "желтыми" ценниками, где выгода составляет и того меньше.
При оперировании небольшими суммами стоит пересчитывать финансовую выгоду в относительных величинах (процентах). При цене более 100 000 руб. наоборот проще использовать абсолютные значения (денежные единицы), т.к., даже скидка в 1 % сэкономит сумму соизмеримую со стоимостью нескольких часов работы.
Ранжирование категорий товаров и услуг, а также долгосрочное прогнозирование предстоящих расходов помогает не только определиться с оптимальным вариантом покупки по самой выгодной цене, но осуществить выбор более тщательно и взвешено.
Различают несколько категорий товаров и услуг:
1) Ежедневного потребления (хлеб, творог, молоко);
2) Еженедельного потребления (мясо, овощи, фрукты, крупа, бензин);
3) Ежемесячного потребления (бытовая химия, парфюмерия, алкоголь, связь, чай, парикмахер, коммунальные услуги.);
4) Ежегодного потребления (страховка, налоги, отпуск, подарки, одежда);
5) Однократного потребления (автомобиль, жилье, бытовая техника);
6) Вспомогательные покупки (полиэтиленовые пакеты, бахилы, батарейки и т.д.).
Товары краткосрочного и длительного хранения, как правило, дифференцированы в 2-й и 3-й категориях. Для каждого типа товаров и услуг рационально использование собственной экономической стратегии, которая будет оптимальной для различных ресурсов.
1) Для покупок товаров ежедневного потребления лучше выбрать магазин, расположенный по пути домой, с приемлемыми ценами и качеством. В данном случае разумно приоритет отдавать экономии временных и физических ресурсов.
2) Товары второй категории целесообразней искать через специальные приложения, обращая внимание на скидки, акции и специальные предложения. Раз в неделю за этими товарами можно специально заехать для экономии финансовых ресурсов.
3) Товары 3-й группы выгодней отслеживать через соответствующие списки в поисковых ресурсах, чтобы оперативно получать информацию о снижении цены.
Товары длительного хранения, при наличии возможности, можно покупать с запасом.
4) К выбору товаров 4-й и 5-й категории нужно подходить заблаговременно и с особой тщательностью, используя специализированные сайты с отзывами и обзорами. Необходимо также зарезервировать временной ресурс для личного осмотра потенциальной покупки.
5) От ряда вспомогательных товаров, по возможности, можно вообще отказаться (или сократить их потребление) в пользу альтернативных решений многократного применения (аккумуляторы, многоразовые пакеты и т.д.). Это позволит сэкономить не только финансовый, но и природный ресурс.
При приобретении практически любых товаров не стоит забывать о стоимости доставки. В данном случае не важно осуществляется это самостоятельно или заказывается в виде дополнительной услуги. В любом случае эти траты финансовых, физических и временных ресурсов нужно учитывать в стоимости любой покупки.
Экономия — это кропотливый процесс, часто соизмеримый по трудозатратам, с основной работой. Но выработка соответствующих навыков позволит его существенно упростить.