Найти в Дзене
СберБизнес

Методом перебора: зачем ателье онлайн-конструктор

Оглавление

Красные шнурки, синяя подошва, кожаная вставка — найти пару ботинок по такому запросу непросто. Но её можно собрать самостоятельно с помощью встроенного конструктора на сайте магазина. Редакция «Своего дела» поговорила с основателем ателье AFOUR Владимиром Григорьевым о том, что это за инструмент и как он работает

От раскрасок к конструктору

Согласно исследованию McKinsey 2019 года, кастомизация (адаптация вещи с учётом пожеланий клиента) — один из главных трендов индустрии моды. Аналитики считают, что быстрое выполнение заказа точно по запросу становится главным конкурентным преимуществом для производителей одежды и обуви. Ускорить процесс может онлайн-конфигуратор — с помощью него покупатель создаёт модель с собственным дизайном.

Таким инструментом пользуются Nike, Reebok, Burberry Bespoke и другие зарубежные бренды. В России его активно внедряют онлайн-ателье. Например, в Costume Code, сотрудники которого шьют мужские сорочки, и в проекте «Рубашка на заказ». Но, как рассказали «Своему делу» представители компаний, для этих сервисов онлайн-конфигуратор — лишь дополнительный способ получения заказов, на такие модели приходится меньшая часть выручки. Как основной инструмент заработка конструктор используют в петербургском ателье по пошиву обуви AFOUR.

Каждый месяц компания продаёт около 100 пар обуви. Из них 70 % — это модели, созданные с помощью онлайн-конфигуратора. На готовые, доступные на сайте и в шоу-румах Москвы и Санкт-Петербурга, приходится 30 % покупок. Размер ежемесячной выручки AFOUR не раскрывает. «Одиннадцать лет назад, когда мы только открывались, я сразу понял, что нам нужен современный инструмент для визуализации идей клиента», — вспоминает основатель сервиса Владимир Григорьев. По его словам, в обуви нужно продумать множество деталей (например, накаты — защитные наклейки для подошв), поэтому описать их по телефону с картинки проблематично.

Читайте также

Эксклюзив из подвала: как работают секонд-хенды

В 2009 году предприниматель не мог посчитать, сколько времени и денег потребуется на разработку конфигуратора. Аналогов такого инструмента в России на тот момент не было. Подобную опцию Григорьев видел только на сайте Nike. Для нескольких моделей покупатель мог самостоятельно выбрать цвет, а также материал некоторых деталей.

Сначала посетителям сайта AFOUR предложили похожую раскраску. Дизайнер рисовал разные модели обуви в нескольких ракурсах, файл загружали на сайт, клиент его скачивал, распечатывал, раскрашивал, а затем сканировал и присылал менеджеру по электронной почте. По этому эскизу мастера подбирали материалы, дорабатывали модель и отправляли её изображение покупателю на согласование. «Инструмент, конечно, был несовершенным, процесс — долгим и напряжённым. Только разработка дизайна и его согласование занимали полторы недели», — вспоминает предприниматель. Чтобы ускорить производство, Григорьев решил перенести раскраску на сайт, а разработчики добавили возможность создавать модель онлайн.

-2

В 2011 году появился конструктор — его разработка заняла три-четыре месяца и обошлась в 150 тысяч рублей. Теперь клиенты могли выбирать цвета, менять фактуру обуви прямо на сайте. Обработка запроса покупателя и создание обуви занимали 10 дней. По словам Григорьева, благодаря такой опции ежемесячное количество заказов увеличилось на 50 %. Размер выручки он не называет. Такой скачок предприниматель объясняет тем, что клиентов привлёк эффект новизны. В течение семи лет команда AFOUR постепенно добавляла в конфигуратор разные возможности (например, выбор материала). Также расширилась палитра цветов и моделей.

Для того чтобы клиент мог посмотреть обувь полностью, а не только с четырёх-пяти ракурсов, в 2017 году Григорьев решил разработать новый конфигуратор с использованием 3D-модели. Flash-технология (платформа компании Adobe Systems для создания веб-приложений), благодаря которой создали первый конструктор, на тот момент устарела. Разработка нового инструмента стоила уже один миллион рублей, а работа над ним заняла полгода.

«Миллион рублей — не предел. Интерфейс, схему конфигуратора разрабатывали наши дизайнеры, это облегчило задачу для программистов и снизило общую стоимость. Если бы задачу отдали на аутсорс, мы бы доплатили ещё 300– 400 тысяч»,

— говорит Григорьев

Как работает онлайн-конфигуратор

На сайте AFOUR некоторые готовые модели (их цена варьируется от 10 до 18 тысяч рублей) дополнительно представлены в конструкторе, но в белом цвете. Любой пользователь может бесплатно дополнить эту пару. Конечная цена зависит от предпочтений покупателя.

Для каждого элемента, например шнурков, накатов, межподошвы, полосок, клиент выбирает материал — металлизированную, принтованную кожу, замшу, 3D-сетку. А затем цвет — палитра для каждой детали ограничена (не более семи вариантов). Более того, работники ателье помогут подобрать необходимый размер. Для этого покупателю нужно измерить свои стопысогласно выложенной на сайте инструкции и прислать сканы контуров в ответ на письмо о подтверждении заказа.

Читайте также

Отвязный цех: как производить дизайнерские носки в России

Есть и риск: из-за разной цветопередачи на экранах клиент может получить обувь не того оттенка. Перед началом работы сотрудники ателье предупреждают заказчиков об этом. Чтобы избежать неточностей, клиентам предлагают отдельно написать название желаемого оттенка и палитры. За десять лет был лишь один случай возврата обуви. Мужчина заказал красные ботинки, но тон ему не подошёл. «Это нестандартная ситуация, которая не произошла бы, если б заказчик сразу предупредил о том, что ему нужно нечто специфическое», — сказал Григорьев.

Что нужно учитывать при разработке

Для масс-маркета конфигуратор не подойдёт: он, наоборот, будет тормозить производство и нарушать принцип конвейера. «У „массовиков“ уже есть отработанная схема производства для каждой модели, порой она не меняется годами», — объясняет Григорьев. Для индивидуальных заказов, которые делают вручную, чёткого алгоритма нет. Конструктор, по словам предпринимателя, экономит время и клиента, и менеджера. Так, последнему не нужно обсуждать особенности модели по телефону или на встрече.

Прежде чем внедрить конфигуратор, предприниматель советует попробовать упрощённый вариант — те же раскраски. Для его запуска нужно оплатить только работу дизайнера, который нарисует эскизы модели. Григорьев уверен: если за месяц опцией не воспользовались, нет смысла разрабатывать более сложный конструктор. Это значит, что клиентам достаточно фотографии с подробными характеристиками.

Если команда ателье решилась на запуск конфигуратора, разработчика нужно предупредить, что в инструмент придётся постоянно вносить изменения. Например, в AFOUR каждый сезон (раз в три месяца) обновляют все материалы. «Кроме того, оттенки тканей могут меняться от партии к партии, материалы заканчиваются, модель может быть снята с производства. Всё это нужно сразу внести в конструктор, чтобы у клиентов была достоверная информация», — уточняет Григорьев.

70 % продаж

индивидуальные заказы через онлайн-конфигуратор

30 % продаж

заказы готовых изделий через сайт и шоу-румы

1 000 000 ₽

потратила команда AFOUR на онлайн-конфигуратор

Главный критерий для онлайн-конфигуратора — это простота в использовании. «Если клиент не может нажать на определённую деталь макета и, чтобы её выбрать, нужно искать название в списке, — процесс затрудняется, пользователь просто уходит», — рассказывает Григорьев. Всё должно быть наглядно: вместо списка с названием элементов пусть будет возможность кликнуть на каждый из них и изучить. При этом цвета и детали должны быть подписаны и пронумерованы. В противном случае, если клиент захочет что-то поменять, менеджеру придётся потратить много времени на уточнения.

Григорьев считает, что при работе с онлайн-конфигуратором возможности выбора для клиентов должны быть ограничены. Если предложить сразу несколько десятков цветов для каждой из пятнадцати деталей, он потеряется и, скорее всего, уйдёт с сайта. «Мы опирались на отзывы, часто обращались к ним с просьбой собрать дизайн или оценить получившуюся пару. Человек просто не может выбрать, поэтому нужно предоставить меньше вариантов, чтобы ускорить процесс», — объясняет Григорьев.

Для того чтобы помочь клиенту, в последней версии конструктора AFOUR программисты сделали кнопку «Вдохновение». Благодаря ей можно посмотреть варианты дизайна с выбранной моделью — и, уже отталкиваясь от этого, создать свою собственную.