Найти тему
Скатертью дорога!

Посчитал реальную себестоимость LADA Vesta

Один из основных упреков в сторону АвтоВАЗа (помимо претензий по качеству), который традиционно можно услышать от отечественных автолюбителей - это высокая стоимость автомобилей. Самая дешевая машина из Тольятти на сегодняшний день – это LADA Granta седан в минимальной комплектации, стоящая 455 900 руб. при условии, что вы не попадаете ни в одну из акций по специальным программам.

Согласитесь, не дешево. При этом в данном авто из опций будут разве что колеса, педали и руль и даже подушка безопасности водителя вместе с системой ABS. Полноценная комплектация уже обойдется около 600 000 руб.

Диапазон цен у LADA Vesta еще круче: от 629 900 до почти миллиона рублей за седан, что сравнимо со стоимостью бюджетных и достойных иномарок, таких как Skoda Rapid или Hyundai Solaris.

В связи с этим возникает резонный вопрос – не накручивает ли АвтоВАЗ умышленно цены, доводя их до уровня чуть ниже, чем у конкурентов? Наш человек ведь все равно купит: свое же всё, родное.

Вопрос очень сложный, так как найти объективную информацию о себестоимости новых отечественных автомобилей практически невозможно, ведь она относится к коммерческой тайне. Даже если кому то и удастся раздобыть отчетные финансовые бумаги Тольяттинского гиганта, то вряд ли там черным по белому будет красоваться прибыль в 50 % от каждого проданного авто, даже если это так (что вряд ли). Грамотные финансисты запросто смогут подогнать прибыль под привычные 10-15 %, что вполне нормально для рынка.

Известно несколько исходных данных. Например процент импортных комплектующих в Весте 53%, что намного больше чем у других авто ВАЗовской линейки, что уже сильно сказывается на себестоимости, учитывая резкий рост стоимости иностранной валюты с 2014 г.

Также в открытых источниках (с уровнем доверия «плюс-минус») сказано, что суммарная стоимость материалов для Весты составляет 87% от оптовой цены. В это сложно поверить, ведь на большинстве предприятий основным видом затрат традиционно является фонд оплаты труда, а так же гигантские накладные расходы, которых могут избежать разве что грамотные «частники».

АвтоВАЗ, Тольятти
АвтоВАЗ, Тольятти

Попробуем посчитать долю заработной платы на одну машину. По официальным данным АвтоВАЗ продает в год около 400 тысяч автомобилей, с учетом экспорта. При этом средняя численность на данный момент около 36 000 сотрудников. Средняя заработная плата при этом около 33 тысячи рублей в месяц.

Умножим 36 000 (сотрудники) на 33 000 (зарплата) и еще на 12 месяцев и поделим на 400 тысяч автомобилей. Получим примерно 35 000 рублей фонда оплаты труда на автомобиль. Что ж, не так много, как я предполагал.

35 000 это примерно 4,5 процента от стоимости Весты среднего ценового диапазона. Прибавляем озвученные ранее 87% на материалы и получим 91,5 %. Такой процент от рыночной стоимости могут составлять расходы АвтоВАЗа на материалы и зарплату. При этом сюда же как-то нужно добавить расходы на энергоресурсы, транспортные и прочие расходы и не перевалить при этом на 100%, чтобы не уйти в убытки.

Расчеты конечно примерные и неоднозначные, но все же я склоняюсь к тому, что реальная себестоимость автомобиля LADA Vesta немногим меньше ее рыночной цены.

Почему так дорого? На то есть причины: невысокий уровень автоматизации производства (что ведет к большой численности сотрудников), высокий процент импортных комплектующих и, вероятно, издержки советской организации производства, где прибыль и снижение себестоимости не ставили во главе угла. Есть ли в этом списке коррупция? Пусть каждый решит для себя сам.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые интересные публикации, ставьте палец вверх, чтобы делать канал качественнее.
Всем добра и хорошей дороги!