Балет «Весна священная» был поставлен в 1913-м году «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Премьера этой одноактной постановки прогремела громким скандалом на весь Париж. Музыку написал Игорь Стравинский, а поставил хореографию Вацлав Нижинский, это был его первый опыт. Автором костюмов и декораций был Николай Рерих. Балет «Весна священная» посвящен древнеславянским религиозным обычаям, а именно поклонению природе. В первой части балета происходят весенние гадания, пляски щеголих, хороводы, все племя собирается на праздник Священной весны. Появляются старцы во главе со старейшим-мудрейшим, который совершает древний обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем. Действие завершается яростным «вытаптыванием земли». Во второй части – тайные игры девушек, избрание великой жертвы и ее величание, взывание к праотцам, которые начинают священный обряд и, наконец, великая пляска жертвы.
Вы спросите, ну и что тут такого скандального? Едва поднялся занавес, как разразился скандал: свист, шиканье, откровенный смех и бранные выкрики сопутствовали спектаклю от начала и до самого конца. Элитарная французская публика, после изысканной красоты «Сильфид», показанных до антракта, была поражена и оскорблена и резким «варварством» музыки Стравинского и угловатой тяжеловесностью хореографии. Доходило до рукопашной: дама дала крикуну из соседней ложи пощечину, а тот вызвал ее спутника на дуэль. Шум стоял неописуемый, но дирижер продолжал спектакль.
Для Нижинского «Весна священная» стала одной из первых его постановок, в которой он нарушил все принятые каноны классического танца. Он завернул артистам ноги внутрь, согнул спины, локти прижал к телу, множество скачков на вытянутых ногах, лишенные полетности. На ногах танцовщиц вместо пуант – лапти или онучи. Привычная симметрия балета была нарушена, в композиции господствовала асимметричность. Новаторский балет остался не понятым, зрители решили, что над ними издеваются. Дягилев пытался призвать публику дать закончить спектакль, он несколько раз включал свет в зале, но противники и сторонники разошлись не на шутку. Полиция выводила наиболее буйных. Однако обстановка мало изменилась. Чтобы артисты на сцене не сбились, Нижинский громко отсчитывал ритм. Если вы хотите полностью погрузится в этот исторический момент, то советую фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» 2009 года, первые 10-15 минут вас приятно удивят. Несмотря на провал в 1913 году, в настоящее время существует более 50 версий «Весны священной». Каждый уважающий себя хореограф считает своим долгом переосмыслить музыку, сюжет, хореографию. Об этом будет отдельный пост.
«Русские сезоны» Дягилева умели удивлять и дразнить публику. Через четыре года после «Весны священной» был поставлен следующий балет завершившийся скандалом. Взбудоражил умы публики одноактный балет «Парад» 1917-го года композитора Эрика Сати на либретто Жана Кокто (тот самый, к которому Дягилев обратился со словами «Удиви меня!», он и удивил). Хореографом выступил Леонид Мясин. Декорации и костюмы были созданы художником Пабло Пикассо.
Сюжет балета предельно прост: действие происходит в уличном цирке, где владельцы демонстрируют таланты своих артистов, чтобы заманить зрителей внутрь балагана. Занавес к балету не предвещал беды, он был оформлен без элементов кубизма. Под суровые аккорды он поднимался, открывая сцену, оформленную Пикассо в другом ключе - городской пейзаж с многоэтажными домами, но разложенный на элементы, со смещенной перспективой, как на кубистической картине. Перед ней вышагивали два громадных Менеджера в трехметровых костюмах-конструкциях. Один – Менеджер-француз в кубистическом фраке в руках трость и трубка с мундштуком. Второй – Менеджер-американец в красной рубашке, ковбойских брюках и сапогах, за спиной небоскребы, а в руке табличка с надписью «Парад». Артисты, исполняющие эти партии, ненавидели костюмы Менеджеров, в них невозможно было двигаться, для них это было мучением.
По замыслу спектакля Менеджеры вызвали на арену артистов цирка. Первым появлялся Китайский фокусник, он передвигался по сцене резкими движениями, покачивая головой на манер китайских танцев, затем демонстрировал незамысловатые фокусы. Его сменяла Американская девочка в темно-синей матроске и белой плиссированной юбке. Ее танец был характерен для эпохи машин под зловещий стрекот пишущих машин. В танце были сконцентрированы представление об Америке царившие в 1917-м году. Девочка упархивала за кулисы также весело, как и появлялась. Затем впервые на балетной сцене появлялась танцующая лошадь, которую изображали два артиста, спрятанные внутри костюма-конструкции.
В день премьеры 18 мая 1917-го года в театре Шатле был скандал, часть публики приветствовала балет-вызов, а большинство высказывало возмущение. Негодование зрителей было вызвано тем, что вместо произведений на патриотические сюжеты в самый разгар Первой мировой войны, был поставлен легкомысленный, нарушающий традиционные каноны спектакль.
Этот балет и сегодня смотрится свежо и интересно. В 1973 году в Нью-Йорке он был восстановлен в труппе «Сити Сентер Джофри бэллей». Руководили постановкой сам Леонид Мясин и руководитель труппы Роберт Джоффри.