В романе Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского "Черная свеча" есть гениальная фраза. Она собрала в себе целый пласт ножевой мифологии, итак:
"Косоглазый вор чуть поколебался, но все-таки вынул из-за голенища финку и протянул ее молодому цыгану, у которого она тут же исчезла в рукаве атласной рубахи".
И действительно:
1. Нож отдает вор. Нож - криминальное, можно даже сказать, подлое оружие.
2. Нож носится за голенищем. "Засапожник", - этим все сказано.
3. Отдает он не просто нож, а именно финку. Если нож криминален, то финка - демонизирована и воспета в шансоне как никто другой.
4. Нож переходит в руки цыгана. Ну конечно, цыган и нож, - близнецы-братья. Городские легенды не мыслят цыгана без колюще-режущего.
5. Нож в рукаве непременно атласной рубахи. Чисто цыганское искусство, если верить людской молве, - никто другой ходить в атласе с широкими рукавами и прятать под ними нож, - не способен.
Мы ерничаем, конечно же: количество штампов на единицу текста - зашкаливает.
Криминальная и блатная риторика, безусловно, изобиловали преувеличениями и штампами, которые потихоньку осели не только в шансоне и криминальных романах, но и через них пробрались в представления о ножевой культуре обычных граждан.
Именно поэтому раз за разом слышатся вопросы:
- а нож из сапога метают?
- а из рукава метать можно?
- что вы метаете? финки?
- по-цыгански могёшь?
В общем, если захотите, чтобы легенда прижилась - расскажите о ней в песнях и художественной литературе.
P.S. С финками, к слову, почти так и было. Но это уже совсем другая история.
_____________________________________________
Наш сайт: https://angrybee.club/. Вопросы, замечания, пожелания и предложения присылайте, пожалуйста, по почте knifethrowing@yandex.ru
Хотите спорить в комментариях? - мы только за! Спорьте, пожалуйста, фактами (с указанием первоисточника и ссылки на него).
Господа, напоминаем, что за мат и неадекват в комментариях - удаление комментария, а затем бан автору.