Новым объектом нашего внимания стало явление эмиграции в Израиль. Каждый из нас имеет представление об этом, кто уехал, когда уехал, есть даже понимание почему уехали. Но давайте посмотрим на это явление с другой стороны, услышим точку зрения на эмиграцию из России непосредственно из страны, которая для многих стала "Землёй Обетованной".
Наш собеседник: Михаил Финкель. Специалист по международному праву, выпускник Рочестерского института, Мористаунского колледжа, доктор права Питтсбургского университета, автор ряда книг, раввин.
- Эмиграция евреев из России в Израиль представляет собой несколько этапов. Начнем с первых?
- Государство Израиль было создано евреями, выходцами из Российской Империи. Это и Давид Бен-Гурион, и Голда Меир, Леви Школьник, и многие другие деятели сионистского движения. Кого ни возьмем – все выходцы из России, которые завоевали свободу и независимость Израиля. Потом имеют место разные волны репатриации, далее уже из Советского Союза.
Не секрет, что когда Израиль избрал путь не коммунизма, не сталинский путь, а путь свободы и демократии и поставил на альянс с США, тогда СССР разорвал отношения с Израилем. После этого в СССР евреи были не выездные, изучение иврита было запрещено, иудаизм был на полуосадном положении. Коммунисты, как и храмы, закрывали, взрывали синагоги, а то и перепрофилировали в склады с картошкой или клубы. Раввинов очень много пересажали, перестреляли, как и священников, здесь судьбы одинаковы.
В конце 40-х годов был закрыт государственный еврейский театр (ГОСЕТ), Сталин убил известнейшего Соломона Михоэлса. Но эмиграция была запрещена. Лишь с приходом Брежнева появляется первое окошко эмиграции в Израиль в конце 60-х годов. Далее были волны в 70-х, 80-х годов, ну и далее уже эмиграция из России. Все эти волны совершенно разные, и ментальные, и культурно.
- В чем особенность мигрантов 60-х-70-х?
- Эмиграция этого периода, включая начало 80-х годов – эмиграция идеологическая, это были люди идейные, верящие в то, что еврей должен жить в своей стране. Они устали от антисемитизма и преследования в СССР, да и в других странах мира. Эти люди хотели быть самостоятельным и гордым народом на своей земле, земле своих предков, а не просить ни у кого, и не заискивать. Хотели быть народом-воином, народом-изобретателем, а не «подхрюкивать» на территории Советского Союза, где был традиционный антисемитизм, где евреев не пускали во многие институты, где нужно было всю жизнь преодолевать пресловутую «пятую графу», презрение к себе, унаследованное еще со времен царской России. Душок черносотенцев, к сожалению, никуда не ушел.
- Новая волны - это уже 90-е?
- В конце 80-х, в 90-х годах начинается репатриация, вызванная распадом Советского Союха и экономическими причинами. Огромные очереди, талоны на еду, на соль, на сахар. Пустые полки, на которых была только синюшняя рыбка непонятной свежести. Рухнул Союз, возникли новые Республики. Был страх новой волны антисемитизма. В конце 80-х возникло общество «Память» под управлением Васильева, марширующих в черных рубашках и выкрикивая антисемитские лозунги. На Украине тоже появляется «Рух». В воздухе пахнет погромом, как им пахнет всегда, когда нечего есть и плохая экономика.
Поэтому, в основном, люди ехали, спасая своих детей, желая жить в обществе, в котором в магазинах есть еда, нормальная медицина, хорошее образование, достойная жизнь стариков.
- Легко обрели новую жизнь они?
- Эта волна столкнулась со сложностями, приехав сюда. Было презрение к Советскому Союзу и выходцам из него. Израиль многие годы был в хвосте американской кометы, 51-м штатом. Поэтому риторика и философия Холодной войны, в которой Россия и всё русское были врагами Америки, не могла не повлиять на Израиль.
Над русскими евреями подсмеивались, издевались, это происходит постоянно. В начале 90-х ситуация была катастрофически тяжелой, люди выехали из нищей страны с несколькими сотнями долларов в карманах. Профессора, академики, скрипачи, зарабатывали тем, что мыли туалеты, подъезды.
- С началом нового века тип эмигрантов изменился?
- Потом уже пошла «шоколадная» репатриация из России, в 2000-х, 2010-х годах. Приезжали люди богатые. Они ехали, чтобы получить гражданство. Им Израиль был не нужен, а паспорт позволял без виз посещать Европу, Канаду, Австралию, легко получить американскую визу.
Им нужна была еще хорошая медицина для себя и пожилых родителей. Деньги можно было хорошо вложить в недвижимость, в элитные дома Тель-Авива. Прикольно и престижно. Это совершенно другая репатриация. Люди потом, возвращались в Россию, делать бизнес там, или частично жили то в России, то в Израили. Привозили сюда учиться своих детей, а дальше отправляли их либо назад в Россию, либо на Запад.
О том, как живут "русские евреи" в Израиле мы поговорим в продолжении материала.
Пока же, можете почитать наш материал о первом президенте Израиля.