Идея концерна BMW создать внедорожник долгое время оставалась без реализации, пока баварцы не купили убыточный на тот момент Land Rover Group в 1994 году.
Благодаря отработанным технологиям и дизайнерским заимствованиям у Land Rover баварцы решились на создание своего первого полноприводного внедорожника с распределением тяги 62% на заднюю ось. Так в 1999 году на Международной автомобильной выставке в Детройте был представлен BMW X5. За счёт плавного хода кроссовер позиционировался как спортивный внедорожник (SAV).
Производство машин велось на заводах баварской компании в США и Мексике.
Кроссовер получил продвинутые технологические решения, включая систему помощи при спуске, внедорожный режим управления ДВС, разрезные задние фонари. Уже через год компания BMW продала свыше 25 тысяч моделей X5 в США и, несмотря на объёмную критику за громоздкий силуэт и ограниченные внедорожные возможности кроссовера, решила расширить рынок до Европы.
Более того: в 2002 году концерн выпустил спортивную версию внедорожника, 4.6 iS с бензиновым V8, который стал самым быстрым среди кроссоверов в мире на тот момент.
В 2003 году Х5 перенёс рестайлинг и начал наращивать обороты в плане популярности и собирать престижные награды как внедорожник класса люкс.
BMW X5 выпускался в первой волне спортивно-утилитарных автомобилей премиум класса с 1999 года. Автомобиль моментально стал популярен среди элитных покупателей за мягкую динамику и комфортную управляемость на шоссе.
Несмотря на недостаток off-road качеств за 2000-й год в США было продано уже больше 25 тысяч X5 E53.
Первые Х5 для американского рынка оснащались только бензиновыми двигателями:
Для европейского рынка баварцы выпустили в 2000 году рядную турбодизельную 184-сильную «шестёрку» M57D30 с расходом топлива порядка 10 литров на 100 км.
В 2001 году на смену топовому бензиновому M62B44TU пришёл более мощный М62B46 объёмом 4,6 литра с отдачей в 347 л.с. Модификацию назвали 4,6is.
Наиболее распространённые варианты BMW X5 Е53, с бензиновым М54 мотором, получили электронную дроссельную заслонку и двухвальную систему изменения фаз газораспределения Vanos. Это надёжный неприхотливый мотор с ресурсом порядка 300 тыс. км. Проблемной считается конструкция системы вентиляции картерных газов: клапан быстро забивается отложениями, что может вызвать масляное голодание, поэтому рекомендуется обновлять его каждый 2-3-й масляной сервис.
Топовый 4.4-литровый агрегат получил систему изменения фаз газораспределения Vanos тоже и грозит владельцам дороговизной обслуживания и неисправностями по части проворацивания вкладышей и появления задиров на стенках цилиндров при пробегах больше 200-250 тыс. км. Но и удовольствия топовый бензиновый мотор доставит немало.
Дизельные версии обладают хорошей динамикой и считаются надёжными. Слабое их место — выход из строя турбины на пробегах больше 150-200 тыс. км.
После рестайлинга в 2003 году в моторной гамме произошли изменения:
- M62B44 сменили на усовершенствованного брата-близнеца N62B44 с системой Valvetronic мощностью 320 л.с.
- M57D30TU нарастил мощность со 184 л.с. до 218 л.с.
Последнее изменение в моторной линейке Х5 первого поколения — замена топового М62B46 на N62B48 мощностью в 360 л.с. Модификацию назвали 4,8is. В то время как разгон до 100 км/ч у базовой модели занимал 10 с лишним секунд, такому Х5 для разгона требовалось лишь 6,1 секунды.
Турбодизель агрегатировался 5-ступенчатой АКП. Для больших бензиновых моторов предлагался только 6-ступенчатый «автомат».
МКП на 6 ступеней ставили только на M57 после рестайлинга 2003 года и на M62.
Обе коробки считаются надёжными, но найти версию с МКП не просто. Срок службы АКП производства ZF на Е53 составляет порядка 300 тыс. км пробега.
2 поколение (E70), 2006-2013
ноябре 2006 года начался выпуск второго поколения кроссовера BMW X5 — E70.
Производство традиционно началось в американском Спартанберге, но уже спустя год выпуск внедорожника наладили и на «Автоторе» в Калининграде для российского рынка.
Модель полюбившегося многим кроссовера стала крупнее и комфортнее, а также совершеннее в плане технического оснащения.
В частности, БМВ Е70 получил современные электронные системы, включая активное рулевое управление, электронные амортизаторы, регулируемые стабилизаторы, пневмоподвеску задней оси.
Изначально на второе поколение BMW X5 ставили:
- бензиновый V8 объёмом 4,8 л серии N62 (355 л.с.).
- турбодизельную 3.0 «шестёрку» M57 в двух вариантах — 3,0d (235 л.с.) и 3,0sd с двумя турбонагнетателями (286 л.с.).
C 2008 года турбодизель М57 3,0sd (286 л.с.) стал обозначаться 35d.
В 2009 году появилась новая модификация М57 35d мощностью 265 л.с.
В 2007 году был выпущен «заряженный» кроссовер BMW X5М изменённого дизайна, со спортивной подвеской и V-образным турбодвигателем в 4,4 л и отдачей 555 л.с.
После рестайлинга 2010 года моторная гамма BMW E70 изменилась за счёт замены атмосферных бензиновых двигателей турбированными:
- топовый 4,8-литровый N62 заменили на 4,4-литровый N63 с двумя турбонагнетателями (408 л.с.)
Сменились и дизельные двигатели. На смену легендарным М57 пришло новое поколение N57 объёмом 3.0 в версиях на 245 л.с. для 30d и 306 л.с. для 40d.
В 2011 году в моторную гамму вошёл ещё турбодизель N57D30S1 для «заряженной» версии BMW E70 M50d. Её мощность составляла 306 л.с.
Все версии X5 E70 оснащались полноприводной трансмиссией с муфтой подключения передней оси. Любители агрессивной езды спустя 80-100 тыс. км сталкиваются с выходом из строя серводвигателя раздаточной коробки.
Опционально на Е70 ставили заднюю пневмоподвеску. На версиях с тремя рядами сидений она ставилась по умолчанию. Подушки служат порядка 60-100 тыс. км.
Подвеска Е70 считается ресурснее подвески Е53. Рычаги и тяги ходят 80-120 тыс. км. Ступичные подшипники — порядка 50-80 тыс. км.
Опционная система «Актив драйв» повышает устройчивость и управляемость подвески.
На версиях кроссовера, выпущенных до апреля 2008 года, активный передний стабилизатор в морозы сильно гремел.
3 поколение (F15)
Новый Х5 собирали на модернизированной платформе предшественника, поэтому он сохранил габариты, схему подвески (двухрычажная спереди, задняя многорычажная) и опционный третий ряд сидений, как Е70.
Начиная с этого поколения на Х5 ставили только турбомотороры: бензиновые и дизельные рядные «шестёрки» плюс топовый бензиновый V8 4.4 мощностью 450 л.с. и новая дизельная «четвёрка» B47.
На отдельных рынках предлагали вариант кроссовера с задним приводом для дизельных двухлитровых версий.
В целом премиальный кроссовер стал ещё лучше, быстрее, легче и технологически совершеннее.
На третье поколение БМВ Х5 изначально ставили:
- 3.0-литровый бензиновый мотор серии N55 мощностью 306 л. с. для xDrive 35i.
- 4.4-литровый V8 серии N63 мощностью 450 л.с. (650 Нм) для xDrive50i. Разгон до 100 км/ч займёт 5 секунд.
- 2.0-литровую дизельную «четвёрку» серии N47 мощностью 218 л.с. для базовой дизельной версии xDrive25d
- 3.0-литровую рядную дизельную «шестёрку» серии N57 мощностью 258 л.с. (560 Нм) для xDrive30d и мощностью 313 л. с для xDrive 40d
- 3.0-литровый дизель N57D30S1 с тремя турбинами мощностью 381 л.с. для «заряженной» xDrive M50d. Разгон до 100 км/ч займёт 5,3 секунды.
Все версии BMW F15 оснащались 8-ступенчатым «автоматом» ZF.
В 2015 году вышла гибридная версия BMW X5 xDrive40e мощностью 313 л.с. на базе 2-х литрового бензинового N20 (245 л.с.) ч и электромотора (113 л.с.)
После рестайлинга на начальный дизельный xDrive25d стали монтировать дизель нового поколения — B47D20 (231 л.с.).
Появился «заряженный» BMW X5 M с бензиновым битурбо-V8, S63B44, мощностью 575 л.с.
4 поколение (G05)
Четвёртое поколение премиального кроссовера выпускают на заводе BMW Group в американском Спартанберге. Модель официально представили в 2018 году.
BMW X5 G05 перешёл на новую модульную платформу CLAR, заметно изменился внешне и стал ещё технологичнее и «умнее».
В моделях «пятерки» 4-го поколения заметны увеличенные «ноздри» с хромированной вставкой
Из внешних изменений — укрупнённая радиаторная решётка с хромированной вставкой, рельефные выштамповки на кузове, задние фары в духе купеобразного BMW X4.
За счёт складок металла по бокам кузова и выштамповок над арками, подчёркивающими большие колёса, паркетник выглядит спортивнее и агрессивнее, чем предшествующий X5.
На данный момент в Беларуси продаются четыре версии X5 G05:
- дизельная xDrive30d с 3.0 турбодизельной «шестёркой» B57 мощностью 249 л.с.
- xDrive40i с 3.0 рядной бензиновой «шестеркой» нового поколения B58 (340 л.с.)
- M50d с новым 3.0 турбодизелем B57 (400 л.с.)
- топовая версия xDrive50i с 4,4-литровым бензиновым битурбо-V8, выдающим 462 л.с. (время разгона до 100 км/ч - 4,7 секунд).
В дальнейшем ожидается появление и начальных версий паркетника, с 2.0-литровыми турбо «четвёрками»: бензиновой B48 (252 л.с.) и дизельной B47 (231 л.с.).
Также баварцы обещают выпустить «мягкий» гибрид на базе 2,0-литрового бензинового мотора с 390 л.с. суммарной отдачи.
Все версии G05 оснащены 8-ступенчатым «автоматом» ZF.
Итого
Всю историю выпуска BMW X5 автолюбители наблюдают рост безопасности и технологичности в новых модификациях кроссоверов. В каждом новом поколении компания оснащает паркетник эргономичными моторами, хотя тенденция даунсайзинга приходится по вкусу не всем поклонникам марки.
Если проследить историю X5, то мы придём от брутального, с огромными мощными двигателями Е53 конца 90-х к технологически совершенному G05, который потерял пусть в количестве цилиндров, но не в мощностных характеристиках. Баварским инженерам удалось вывести управляемость и комфорт вождения в премиальном паркетнике на недосягаемый для многих других производителей уровне.